«ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО» - Страница 12

Так, в Синайском Служебнике, который датируется XI в., но содержит перевод, выполненный в конце IX или в X в., «Литургия Иоанна Златоуста» уже выписана первой, до «Литургии Василия Великого» (впрочем, среди древнерусских Служебников исследователи встречают экземпляры, где «Литургия Василия Великого» всё ещё стоит первой, но и в них ключевой является уже «Литургия Иоанна Златоуста»). С XI в. вплоть до настоящего времени «Литургия Василия Великого» установлена на следующие дни года: воскресенья Великого поста (с первого по пятое), Великий Четверг и Великую субботу, навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления (соответственно 24 декабря и 5 января по церковному календарю) и день памяти Василия Великого, совпадающий с праздником Обрезания Господня (1 января по церковному календарю). Сохранение «Литургии Василия Великого» в богослужении воскресений Великого поста исследователи считают подтверждением одного из сформулированных Карлом Антоном Иосифом Марией Домиником Баумштарком правил литургического развития: реже совершаемые чины сохраняют более древние особенности. Великий пост имеет свой богослужебный устав, к которому церковь обращается лишь в определённый период года, и по этому уставу «Литургия Василия Великого» до сих пор занимает место обычной воскресной литургии, тогда как «Литургия Иоанна Златоуста» установлена на менее значимый день, субботу. О нормативном некогда характере «Литургии Василия Великого» исследователи судят по тому, что именно она сохранена в богослужении Великого четверга, т.е. дня установления самой евхаристии, а также Великой субботы: вечерня с литургией Великой субботы фактически представляют собой древний чин пасхального бдения. Установление «Литургии Василия Великого» на навечерия Рождества Христова и Богоявления, после вечерни, исследователи называют несомненным подражанием пасхальному строю службы. Однако исследователи отмечают, что в случае с этими навечериями в отличие от Великой субботы возможен канонический казус: если навечерие попадёт на субботу или воскресенье, литургия не может служиться после вечерни, поскольку в эти дни запрещён пост (в смысле воздержания от пищи до вечера; в Великую субботу это, напротив, предписывается). Поэтому в те годы, когда праздник (Рождество Христово или Богоявление) выпадает на воскресенье или понедельник, накануне праздника служится обычная «Литургия Иоанна Златоуста», до начала вечерни и без праздничных особенностей, а «Литургия Василия Великого» совершается уже в сам день праздника (Типикон, глава 48, раздел под 24 декабря). Наконец, совершение «Литургии Василия Великого» на праздник Обрезания Господня, с одной стороны, связывает его с предшествующим Рождеством Христовым, с другой – является знаком почитания самого Василия Великого, чья память также празднуется в этот день.

 



 
PR-CY.ru