«ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО» - Страница 11

В доиконоборческую эпоху «Литургия Василия Великого» была главным евхаристическим чином Константинополя и совершалась в воскресные и праздничные дни всего года. Об этом свидетельствуют различные факты: в древнейших рукописях Евхология «Литургия Василия Великого» выписана первой, до прочих литургий; заамвонные молитвы (в тех рукописях, где есть несколько таких молитв), предназначенные для «Литургии Василия Великого», в ряде случаев обозначены как «воскресные»; исторические источники, говоря о литургии Константинопольской церкви, упоминают только «Литургию Василия Великого» (письмо Карла Лысого клиру Равенны, правило 32 Трулльского собора и др.). Однако в X или XI в. обычной литургией Константинополя и всего православного мира стала «Литургия Иоанна Златоуста», а «Литургия Василия Великого» (которую прекратили выписывать первой) стала совершаться лишь десять раз в год. Причины этой перемены, согласно А. Жакобу, лежали в краткости анафоры Иоанна Златоуста по сравнению с анафорой «Литургии Василия Великого» (в подтверждение своих слов исследователь ссылался на известный ответ Евфимия Святогорца о достоинстве различных литургий). Уточняя мнение А. Жакоба, Паренти предположил, что вытеснение «Литургии Василия Великого» «Литургией Иоанна Златоуста» произошло только к XI в. по причине распространения в византийских монастырях практики ежедневного служения литургии. Иное объяснение предложил протоиерей Стефан Алексопулос. По его мнению, «Литургия Василия Великого» могла быть оставлена монахами-иконопочитателями по причине того, что иконоборцы обращались к тексту анафоры «Литургии Василия Великого» в своей аргументации (исследователи предполагают, что они могли истолковывать в свою пользу некоторые термины). Протоиерей Стефан Алексопулос указывает, что в небольшом тексте под названием «О чине Божественной литургии, когда [какой] совершается» ограничение дней совершения «Литургии Василия Великого» прямо приписывается патриархам-иконопочитателям: здесь говорится, что некогда «Литургия Василия Великого» совершалась каждое воскресенье, но Константинопольский патриарх Тарасий (ум. в 806 г), а затем Никифор I Исповедник (ум. в 828 г.) оставили её лишь для избранных дней года. Впрочем, как отмечают исследователи, этот текст встречается лишь в составе поздних компиляций: среди правил, составленных не раньше XIV в., ложно приписываемых Никифору I Исповеднику, а также в написанном на острове Крит Типиконе 1464 г. В послеиконоборческую эпоху «Литургия Василия Великого» действительно стала совершаться гораздо реже «Литургии Иоанна Златоуста». В одних регионах, как показал Паренти, процесс смены литургий затянулся до XI в., но в других он должен был состояться раньше.

 



 
PR-CY.ru