«ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО» - Страница 15

Исследователи отмечают, что если исключить из чина дополнения различных эпох и заамвонную молитву (которые были включены в чин «Литургии Василия Великого» в VII–VIII вв.); протесис, энарксис и сугубую ектению с их молитвами, появившиеся примерно тогда же; добавленные к литургии в монастырской практике IX–XI вв. элементы последования изобразительных (и Пс. 33 в конце литургии); к ним же относятся изобразительные антифоны, в византийских монастырях и на Руси вытеснившие будничные антифоны, а также молитву перед Евангелием, – то древнейший комплекс священнических молитв «Литургии Василия Великого» выглядит следующим образом: молитва входа, молитва Трисвятого пения, главопреклонная молитва об оглашенных, три молитвы священников о самих себе перед совершением таинства евхаристии, анафора, молитва перед «Отче наш», главопреклонная молитва, благодарственная молитва после причащения и молитва в скевофилакионе. Первая и последняя из этих молитв читались вне храма: молитва входа – перед церковными вратами, когда духовенство выстраивалось для церемониального вхождения в храм; последняя – в скевофилакионе, когда священнослужители снимали с себя литургические облачения. Главопреклонные молитвы (над оглашенными и после «Отче наш») служили отпустами соответственно оглашаемых и непричащающихся верных (впрочем, в «Литургии Василия Великого», согласно даже древнейшим рукописям, молитва отпуста непричащающихся уже была заменена молитвой о достойном причащении). Три молитвы священников в начале литургии верных также не относились к большинству молящихся. Таким образом, основными молитвами «Литургии Василия Великого» были: на литургии оглашенных – молитва Трисвятого, на литургии верных – анафора, молитва перед «Отче наш» и благодарственная молитва. В некоторых рукописях Евхология, происходящих из удалённых от Константинополя регионов, второстепенные молитвы литургии (входа и др.) заменены или дополнены заимствованными из «Литургии апостола Иакова» и «Литургии апостола Марка» и шире – из неконстантинопольских богослужебных традиций. В большей степени это характерно для формуляра «Литургии Иоанна Златоуста», однако иногда подобное исследователи наблюдают и в «Литургии Василия Великого». В частности, в древнерусских Служебниках XIII–XIV вв. чин «Литургии Василия Великого» часто имеет собственные, не совпадающие с «Литургией Иоанна Златоуста», молитвы предложения и кадила во время проскомидии, а также Трисвятого пения и заамвонную, реже – особую молитву вместо «Никтоже достоин».

 



 
PR-CY.ru