«ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО» - Страница 14

После входа духовенство совершает церемонию «accessus ad altare», возглашается просительная ектения, и предстоятель вновь приветствует молящихся возгласом «Мир всем». Две ектении верных и просительная ектения сопровождаются тремя священническими молитвами, содержащими прошения о помощи Божьей при совершении таинства между первыми двумя и третьей; в VII–VIII вв. в чин «Литургии Василия Великого» (в чине «Литургии Иоанна Златоуста» это произошло несколько позднее) была добавлена молитва «Никтоже достоин»; тогда же к третьей из этих молитв в чин «Литургии Василия Великого» была добавлена ещё одна молитва (текстуально они слились в одно целое, но содержательно различаются). После преподания мира предстоятелем диакон призывает к лобзанию мира «Возлюбим друг друга» (само оно сохранилось только как священническое действие) и к исповеданию общей веры «Да единомыслием исповемы», после чего исполняется Символ веры. Следует главная молитва литургии – анафора. Вслед за анафорой произносится просительная ектения (предстоятель в это время совершает молитву перед «Отче наш» и причащением «Боже наш…», и исполняется Молитва Господня «Отче наш». Предстоятель вновь преподаёт мир и читает главопреклонную молитву, а после её возгласа – молитву «Вонми, Господи…» (последняя была включена в чин «Литургии Василия Великого» только в VII–VIII вв.). Далее совершается возношение Святых Даров с возгласом «Свята святым» и прочие священнодействия перед причащением. Сначала причащается духовенство, затем миряне; после завершения причащения произносится благодарственная ектения со священнической молитвой «Благодарим Тебя, Господи Боже наш». Предстоятель (в древности – диакон) возглашает «С миром изыдем». Некогда это были заключительные слова «Литургии Василия Великого», но впоследствии к ним прибавились заамвонная молитва и окончание чина изобразительных и Пс. 33 (в дониконовской практике также «Достойно есть») с отпустом. В древнем Константинополе после завершения литургии духовенство отправлялось в скевофилакион (сосудохранительница, т.е. ризница), чтобы снять священные облачения и совершить последнюю молитву литургии «Исполнится и совершится по нашей… силе»; тогда же происходило потребление Святых Даров (в современном Служебнике эта древняя «молитва в скевофилакионе» читается в алтаре сразу после заамвонной и осмыслена как благословение на потребление Святых Даров).

 



 
PR-CY.ru