«ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО» - Страница 16

Исследователи отмечают, что анафора «Литургии Василия Великого» отличается богословской точностью и глубиной, которые сочетаются с литературным изяществом и со стройностью текста в целом. После обычного диалога предстоятеля и молящихся анафора начинается перечислением имён Божьих и обращением к Богу с признанием того факта, что Его следует благодарить, прославлять и т.д. (это обращение является развитием последней аккламации преанафорального диалога и одновременно раскрытием анафоры как «евхаристии» – благодарения). Затем, после риторического вопроса, автор анафоры отдельно говорит о Каждом из Лиц Пресвятой Троицы, от слов о Святом Духе незаметно переходя к следующему разделу молитвы – повествованию об ангельской литургии. Вслед за ним и пением «Sanctus» в тексте говорится о том, что Бог Свят, и все Его деяния к людям справедливы. С этого места начинается подробный рассказ о домостроительстве совершённого Богом спасения человечества. Он включает описания нескольких этапов домостроительства, большинство из которых сопровождается богословской ремаркой: 1) сотворение человека и последовавшее грехопадение (ремарка: Бог не оставил падшего человека); 2) эпоха Ветхого Завета, когда Бог говорил с людьми через пророков; 3) эпоха «полноты времён», когда Отец говорит с людьми через Своего Сына (ремарка посвящена обоснованию равенства Сына и Отца); 4) Боговоплощение (ремарка: необходимость осуждения греха «во плоти», принадлежащей человеку – Христу, Новому Адаму, поскольку и вошёл грех в мир через ветхого Адама); 5) земная жизнь и проповедь Господа Иисуса Христа (ремарка: создание церкви); 6) сошествие Христа во ад (ремарка: всё должно быть наполнено Христом); 7) воскресение Христа из мёртвых (ремарка: Спаситель должен быть первым во всём); 8) вознесение на небо и Второе пришествие. Далее следует повествование о Тайной вечере («institurio»); в богослужебной традиции с византийских времён на «Литургии Василия Великого» установительные слова (в отличие от «Литургии Иоанна Златоуста») возглашаются с прибавлением в начале. После анамнесиса произносится моление священнослужителей о самих себе и совершается молитва к Богу Отцу о том, чтобы Святой Дух освятил Дары, т.е. эпиклеза. Анафора завершается значительно более пространными, чем в «Литургии Иоанна Златоуста», поминовениями (во время которых, в частности, поётся, если нет задостойника, не «Достойно есть», а богородичен.



 
PR-CY.ru