«ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО» - Страница 13

Состав «Литургии Василия Великого» отличается от «Литургии Иоанна Златоуста» лишь использованием собственных текстов анафоры и ряда других молитв, а также упоминанием в соответствующих местах службы имени Василия Великого вместо имени Иоанна Златоуста. Общий порядок службы двух литургий полностью совпадает – как и молитвы: до молитвы прилежного моления включительно, а также некоторые др. Чин «Литургии Василия Великого» предваряется протесисом (слав. «предложение»), или проскомидией, и состоит из двух основных частей: литургии оглашенных и литургии верных (подробное описание порядка совершения «Литургии Василия Великого» в современной русской практике можно найти в книге: Георгиевский. 1951 г.; отличия современных греческой и русской практик служения литургии рассматриваются в работе: Печатнов. 2008 г.). Литургия оглашенных начинается возгласом «Благословенно царство», за которым следуют мирная ектения (до XII в. она возглашалась не здесь, а ниже, перед Трисвятым), энарксис (т.е. три антифона, перемежаемые малыми ектениями и священническими молитвами, с пением «Единородный Сыне» между вторым и третьим антифонами) и малый вход (перед которым предстоятель читает молитву входа и во время которого поётся входной стих, а после – входные тропари и кондаки; некогда эти песнопения были завершением третьего антифона). Предстоятель читает молитву Трисвятого пения и возглашает «Паки станем…», после чего поётся Трисвятое, и духовенство переходит на горнее место. Предстоятель приветствует молящихся возгласом «Мир всем», и следуют литургийные чтения: прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие (с XVII в. «Мир всем» стали произносить также перед Евангелием, а в современной греческой практике – только перед Евангелием; с XIV в. в чин литургии добавлена молитва предстоятеля перед Евангелием); духовенство переходит с горнего места к святому престолу, и литургия оглашенных завершается сугубой ектенией и ектенией об оглашаемых, которые сопровождаются соответствующими священническими молитвами. Если литургия служится на вечерне, «Благословенно царство» возглашается перед вечерней, а энарксис опускается: после паремий вечерни произносится малая ектения (это след мирной ектении, некогда читавшейся перед Трисвятым), возглас «Паки встанем еси», и литургия начинается с пения Трисвятого, затем литургийные чтения и т.д. Литургия верных открывается двумя ектениями верных (след древнейшего местоположения мирной ектении) и совершением великого входа при пении херувимской песни (в Великий четверг в качестве херувимской поётся «Вечери Твоея…», в Великую субботу – «Да молчит всякая плоть человека»).

 



 
PR-CY.ru