КЛАРЕМБАЛЬД АРРАССКИЙ - Страница 8

2. «Объяснение книги Боэция О гебдомадах» («Expositio super librum Boethii De hebdomadibus») – сочинение сохранилось лишь в рукописи из библиотеки Сент-Омера, где оно непосредственно следует за комментарием к трактату «О Троице». По предположению исследователей, эти сочинения были написаны Кларембальдом Аррасским в одно время. В отличие от «Трактата...» в «Объяснении...» Кларембальд Аррасский не цитирует Гильберта Порретанского и не полемизирует с ним прямо; исследователи полагают, что это – следствие того, что текст соответствующего комментария Гильберта Порретанского был ему недоступен. В сочинении «О гебдомадах» Боэций излагает основные положения онтологии христианского платонизма: он формулирует девять аксиом, в которых представлены принципы проведения различения между бытием («esse») и сущим («id quod est»), а затем на основании их развивает учение о отношении бытия и блага в Боге и в тварных вещах. Согласно выводу Боэция, если «первое благо», т.е. Бог, «благо постольку, поскольку оно есть», так что «само его бытие есть благо», то вторичное благо является благом лишь постольку, поскольку оно проистекло из первого блага, т.е. не обладает собственной благостью. Как в силу его краткости, так и в силу важности обозначенных в нём фундаментальных философских оснований христианского богословия это сочинение Боэция в раннем Средневековье было своего рода базовым философским учебником в теологических школах. В предлагаемом им объяснении загадочного названия трактата Кларембальд Аррасский расходится как с Гильбертом Порретанским, утверждавшим, что «гебдомады» – это сложнейшие богословские проблемы, выраженные парадоксальным языком, так и с современными исследователями, считающими, что «Гебдомады» – это несохранившиеся сборники трактатов Боэция, созданных в подражание «Эннеадам» Плотина (см.: Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990 г.). Кларембальд Аррасский полагает, что «гебдомады» – это сами аксиомы Боэция, т.е. упоминаемые им «общие понятия души» («communis animi conceptio»), для постижения истинности которых человеку не нужны доказательства, но требуется лишь особая способность ума. Её Кларембальд Аррасский вслед за Теодориком Шартрским называет «способностью умопостижения» («intellectibilitas»), которая связывает ум человека с Божественным Умом.

 



 
PR-CY.ru