КЛАРЕМБАЛЬД АРРАССКИЙ - Страница 3

Первую датировку исследователи считают более вероятной, поскольку, согласно документам Ланского диоцеза, именно в это время в Лане не было постоянного магистра. Ещё одно предположение было выдвинуто Г. Ваупелем: по его мнению, Кларембальд Аррасский преподавал в Лане до прибытия в Аррас, между 1440 и 1145 гг.; в этом случае он был приглашён Гвальтером из Мортани, когда тот ещё не был епископом и руководил богословской школой Лана. Независимо от того, какое предположение является верным, сам факт приглашения подтверждает, что Кларембальд Арраский имел репутацию талантливого теолога и преподавателя. С Гвальтером из Мортани его сближало в том числе и враждебное отношение к новшествам, привнесённым в тринитарное богословие Петром Абеляром и Гильбертом Порретанским. Ко времени жизни Кларембальда Аррасского в Аррасе относится история о нём, сохранившаяся в одном из житийных собраний посмертных чудес архиепископа Томаса Бекета. По сообщению автора сборника, монаха Вильгельма Кентерберийского, часть реликвий епископа Томаса Бекета хранилась у Кларембальда Аррасского; после чудесного вмешательства архиепископа Томаса Бекета, желавшего, чтобы его реликвии были объектом молитвенного поклонения верующих, Кларембальд Аррасский принял решение передать их в находившийся недалеко от Арраса женский монастырь в Бапоме. Хотя прямых документальных сведений о знакомстве архиепископа Томаса Бекета с Кларембальдом Аррасским нет, они могли встречаться ещё во время обучения в Париже; кроме того, в 1164 г. архиепископ Томас Бекет проезжал через Аррас после бегства из Англии и, возможно, некоторое время жил в этом городе. Таким образом, Кларембальд Аррасский встречался с архиепископом Томасом Бекетом и действительно мог получить от общих знакомых часть его реликвий после насильственной смерти архиепископа в 1170 г. Достоверных сведений о жизни Кларембальда Аррасского после 1171 г. нет. C конца 1171 г. по осень 1174 г. кафедру Арраса занимал епископ Роберт II, а в конце 1174 г. епископом Аррасским стал Фромбальд, до этого в течение многих лет бывший младшим архидиаконом диоцеза. Поскольку в период епископского служения Роберта и Фромбальда имя Кларембальда Аррасского как члена капитула в документах не упоминается, исследователи делают вывод, что он покинул Аррас из-за того, что ему по неизвестным причинам не удалось занять епископскую кафедру, на которую он мог претендовать как старший архидиакон. Однако отсутствие упоминаний о Кларембальде Аррасском может свидетельствовать и о его кончине. Единственным косвенным подтверждением того, что Кларембальд Аррасский оставался жив и удалился из Арраса, является встречающееся в документах Ланского диоцеза имя «пресвитера Кларембальда» («Clarenbaldus presbyter»), подписывавшего официальные документы в качестве члена Ланского капитула. Наиболее раннее упоминание датируется 1173 г., т.е. предполагаемым временем отъезда Кларембальда Арраского из Арраса, а наиболее позднее – 1187 г. Предположение, что этот Кларембальд и Кларембальд Аррасский – одно лицо, дополнительно подкрепляется тем, что в состав капитула пресвитер Кларембальд был введён епископом Гвальтером, который раньше приглашал Кларембальда Аррасского в Лан и благожелательно относился к нему (однако для уверенного отождествления этих лиц имеющихся данных для исследователей недостаточно). Таким образом, Кларембальд Аррасский скончался либо в первой половине 1170 гг. в Аррасе, либо после 1187 г. в Лане.

 



 
PR-CY.ru