КЛАРЕМБАЛЬД АРРАССКИЙ - Страница 5

1. «Трактат на книгу Боэция О Троице» («Tractatus super librum Boetii De Ttrinitate») – наиболее крупное и богословски важное произведение Кларембальда Аррасского. Предысторию создания сочинения Кларембальд Аррасский излагает в помещённом в рукописи перед основным текстом «Письме к аббату Одо» («Epistula ad Odonem»), к которому он обращается как к авторитетному теологу с просьбой высказать суждение о методологической и идейной корректности трактата. По словам Кларембальда Аррасского, во время его пребывания в Лане он посетил один из местных монастырей. Кларембальд Аррасский не приводит названия монастыря, однако исследователи предполагают, что речь идёт об аббатстве Сен-Венсан в Лане; в 1153–1156 гг. им управлял аббат Вильгельм, а 1156–1174 гг. – аббат Гвальтер. Аббат попросил его истолковать одно место из библейской книги «Бытие» и, с восхищением выслушав объяснение Кларембальда Аррасского, выразил сожаление, что в богословских школах монахов учат по сочинениям язычников Аристотеля и Боэция, а не по Священному Писанию. Кларембальд Аррасский возразил на это, что Боэций вовсе не был язычником. В ответ аббат попросил Кларембальда Аррасского составить доступное для понимания образованных монахов объяснение теологических сочинений Боэция, поскольку имевшийся у них в монастыре комментарий Гильберта Порретанского казался им весьма сложным по стилю, запутанным по содержанию и не во всём согласным с учением католической церкви. Таким образом, сочинение, вероятнее всего, как полагают исследователи, было написано Кларембальдом Аррасским либо в Лане, либо вскоре после возращения из Лана в Аррас; определение времени его создания исследователями зависит от того, какую датировку поездки Кларембальда Аррасского в Лан они считают верной. Трактат Боэция «О Троице» в XII в. был одним из наиболее популярных философско-богословских сочинений. Этот трактат и три других кратких теологических сочинения Боэция, нередко объединявшиеся в этот период под общим названием «Священные сочинения» («Opuscula Sacra»), комментировали и использовали многие известные теологи раннего Средневековья, а также изучали студенты в богословских школах. Из письма Кларембальда Аррасского к Одо исследователи сделали вывод, что одной из важнейших своих задач он считал критическое опровержение комментария к «Opuscula Sacra», составленного Гильбертом Порретанским, распространение которого было запрещено после того, как Гильберт Порретанский признал свои заблуждения на Соборе католической церкви в Реймсе (1148 г.) при папе Римском Евгении III (1145–1153 гг.). Борьбу с идеями Гильберта Порретанского Кларембальд Аррасский вёл как прямо, подвергая критике те или иные его богословские суждения, так и косвенно, предлагая объяснения идей Боэция, принципиально отличающиеся от содержащихся в сочинениях Гильберта Порретанского.

 



 
PR-CY.ru