«КИЛИКИЕВСКИЙ» КРЕСТ - Страница 6

Так, представлены праздники: Рождество Христово, Сретение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Сошествие Святого Духа; отсутствуют сюжеты на тему Страстей Господних, но введены сцены Богородичного цикла: Рождество и Введение во храм, «Предста Царица»; некоторые праздники дублируются: Успение и «Покров Пресвятой Богородицы» в разных изводах, с Христом и без Него, что указывает на использование памятников разных художественных и иконографических традиций – новгородской и московской. Редкой исследователи называют композицию «Обретение главы пророка Иоанна Предтечи». Использование для украшения больших процессионных (или запрестольных) крестов резных костяных пластин было в Древней Руси связано с заимствованием византийских традиций и следованием образцам. Исследователи считают весьма вероятным, что таким образцом были предметы богослужения центральных храмов Древней Руси. Древнейшие русские запрестольные кресты с костяными резными рельефами были созданы уже в XV в.: крест Успенского собора Московского Кремля, обновлённый в 1570 г., с использованием резных пластин греческой работы начала XV в. (музеи Московского Кремля), а также запрестольный крест середины – второй половины XV в. работы мастера Амвросия, художника, ювелира и резчика, обновлённый в середине XVII в.: древние пластины были перемещены на новую основу из кипариса, крест был украшен дорогим окладом (ныне в Сергиево-Посадском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). Повторение в деревянных крестах всех иконографических особенностей драгоценных резных крестов известно исследователям по кресту святого Саввы Вишерского. В XVI в. кремлёвские Успенский и Благовещенский соборы имели по два процессионных креста, из них сохранились два восьмиконечных креста в драгоценных оправах с литыми рельефными композициями и драгоценными камнями из Благовещенского собора (середина XVI в., музеи Московского Кремля) и один – из Успенского собора. «Киликиевский» крест воспроизводит композицию, сходную с другими памятниками той же типологии (например, крест 1578 г. работы мастера Салмана из ярославского во имя Преображения Господня мужского монастыря, ныне в Ярославском художественном музее), но не достигает роскоши и сложности столичных произведений, той стройности в следовании иконостасу в качестве образца (как, например, в запрестольном кресте Благовещенского собора Московского Кремля). Дублирование фигур и сюжетов, несогласованность расположения праздничных композиций и рельефов с фигурами в молитвенных позах, некогда бывших частью иконы-складня или другого креста, отличают «Киликиевский» крест от других произведений XVI в. этого типа.



 
PR-CY.ru