«КИЛИКИЕВСКИЙ» КРЕСТ - Страница 3

По стилю, цвету и фактуре материала все изображения исследователи делят на несколько групп. К древнейшим рельефам Виктор Никитич Лазарев относил две композиции «Успение» и «Предста Царица» на лицевой стороне; датировал их первой половиной XVI в. Остальные рельефы в зависимости от уровня мастерства исполнителя подразделяются на группы. К первой исследователи относят изображение Распятия с предстоящими на лицевой стороне; для фигур характерны вытянутые, чрезмерно удлинённые пропорции тел, ног, ладоней, деталей личного, например, форма носа, сложная проработка глаз с воспроизведением век, чёткий, геометричный, угловатый рисунок; эти особенности проявляются в композициях праздников, в надписях; костяные пластины имеют коричневый, тёплый оттенок; для рельефных композиций используются редкие изводы, как на пластине с «Нерукотворным образом Спасителя с ангелами», а также подчёркнуто однообразие повторяющихся по рисунку фигур, например, как на рельефе «Обретение главы Иоанна Предтечи». Исследователи отмечают, что стиль этой группы достаточно близок произведениям византийской резной кости XV в. Большинство фигур и композиций на лицевой стороне «Киликиевского» креста созданы, как полагают исследователи, одним мастером или произведены в одной мастерской (В.Н. Лазарев определял мастера-резчика как младшего современника Дионисия и знатока византийской резьбы). Вторая группа рельефов отличается светлым, почти белым тоном и ровным оттенком кости. Фигуры имеют приземистые пропорции, рисунок более примитивный, рельеф плоский, без намёка на объём. Имитация пластики достигается за счёт заглубления поверхности, без попыток воспроизвести ракурс и движение фигур. Лики округлые, с выпуклыми глазами и короткими носами, губы резаны внутрь, почти не выделены. Стиль этой группы графический, детализированный и декоративный: по краям одежды (плащей, поясов) пущены «жемчужки», сходным образом обработаны волосы. Свитки и нимбы имеют огранку по внешнему краю, линейная разделка волос напоминает «косицу»; эти свойства обнаруживают единство с памятниками резьбы XVI в. различных регионов, в частности, новгородской (складень в музеях Московского Кремля), а также среднерусской резьбы (запрестольный крест мастера Салмана (1578 г., Ярославский музей-заповедник)), и, как полагают исследователи, восходят к ещё более старым образцам пластики XV в. Большинство фигур первой группы первоначально могли быть частью складня-иконостаса. Это изображения пророков, чаще всего поясные, в позе моления. Подавляющая часть рельефов второй группы – прямоличные поясные и в рост изображения иноков. Пророки держат свитки двумя руками. Фигуры отличаются по цвету и по особенностям исполнения от фигур основной группы рельефов. Так, святая жена в короне, как полагают исследователи, святая Екатерина Александрийская, на лицевой стороне, под косой перекладиной, изображена в свободной позе, драпировки её платья чрезмерно пластичны. Часть святых опознаётся по иконографически значимым деталям: например, на оборотной стороне слева от центральной композиции «Спаситель на престоле» апостол Пётр – по ключам в руке, великомученица Анастасия (?) – по кресту и «узелку» (ковчегу); на лицевой стороне под Распятием врачи-безмездники Косма и Дамиан – по ящикам-ковчежцам.

 



 
PR-CY.ru