«КИЛИКИЕВСКИЙ» КРЕСТ

«КИЛИКИЕВСКИЙ» КРЕСТ – запрестольный выносной восьмиконечный крест (160×89,5×8,5 см) из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря; в настоящее время – в собрании Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Украшен окладом из медной позолоченной басмы, деревянная основа креста на обеих сторонах прорезана углублениями-нишами, в которые вставлены костяные пластины с резными изображениями (сюжетные композиции, фигуры святых, поясные и в рост – всего больше 80). Временем создания «Киликиевского» креста принято считать первую половину XVI в. Костяные пластины на «Киликиевском» кресте были собраны в процессе его создания. Исследователи полагают, что некоторые пластины появились во время разновременных поновлений, даты которых установить не представляется возможным. Часть утраченных изображений была восполнена в ходе научной реставрации (например, композиция «Предста Царица» на оборотной стороне в 1999 г.). На кресте нет вкладной надписи, большинство подписей к фигурам, за исключением тех, что были вырезаны вместе с изображениями, не сохранились. В опубликованных монастырских документах XVI–XVII вв. «Киликиевский» крест исследователям легко узнать по описанию и местоположению: в 1593 и 1688 гг. он упомянут за престолом как крест «выносной болшей», резной из «рыбина зубицы» (моржовая или слоновая кость) в металлическом окладе, украшен изображениями Распятия, праздников, пророков и «иные многие святые» (никаких связей с именем основателя монастыря эти описания не дают). Происхождение креста из Киликии (область в Малой Азии), отразившееся в названии, представляется исследователям легендарным. Предание о привозе запрестольного креста из Киликии и о передаче его в дар великим князем Дмитрием Ивановичем Донским преподобному Димитрию Прилуцкому существовало в конце XIX в. и было закреплено в историко-краеведческой литературе в начале XX в. (сомнение в её достоверности было высказано Герольдом Ивановичем Вздорновым). Предположение о появлении «Киликиевского» креста после казанских походов Ивана IV Васильевича Грозного 1550 гг. опирается на монастырское предание, которое вошло в Житие преподобного Димитрия Прилуцкого (Вологодского). Одному из заболевших братьев во время строительства третьего деревянного здания монастырской церкви было видение, что сам преподобный Димитрий Прилуцкий участвует в работе. Когда после завершения строительства получивший исцеление монах подумал, что хорошо бы увидеть рядом с новой церковью её основателя, ему был голос: «Димитрия ли ищешь? Ныне чудотворец Димитрий в Казани». Далее упоминается, что летом того же года войска великого князя Московского были в походе у Казани и в тот день, когда иноку было явление преподобного основателя, «явилась в Руси великая помощь над неверными».

 



 
PR-CY.ru