«КИЛИКИЕВСКИЙ» КРЕСТ - Страница 5

На обороте «Киликиевского» креста над Христом, сидящим на престоле, центральным элементом деисусного чина, помещён вполне традиционный Святой Лик, с крещатым нимбом, длинными прядями волос, без ангелов и ткани. Кроме того, в программе избранных сюжетов «Киликиевского» креста подчёркивались различные варианты царственной темы, например, иконография «Предста Царица», известная в иконописи, но не имеющая отношения к темам праздничного ряда. Популярность этой темы связана с повторениями древней новгородской иконы из собора Святой Софии в Новгороде, которая на протяжении XVI в. приобрела качества специфически локального сюжета для икон, писавшихся в архиерейской новгородской мастерской. Не все святые, изображения которых сопровождаются надписями, были верно идентифицированы исследователями. Так, считается, что на рельефах «Киликиевского» креста представлены преподобный Ефрем Перекомский (Новгородский, по определению Татьяны Васильевны Николаевой) и святой Савва Вишерский. Однако детали образа, подписанного именем «СТЫ САВА», например, окладистая борода с разведёнными в стороны концами, соответствуют иконографии преподобного Саввы Освященного (ум. в 532 г.), основателя лавры близ Иерусалима и автора первого монастырского устава. Тогда соседнее изображение с подписью «СТЫ ЕФРЕМ» может представлять не святого Русского Севера (Перекомского или Новоторжского), а преподобного Ефрема Сирина (ум. в 373 г.). К числу изображений русских святых с большой долей уверенности могут быть отнесены образы праведных святых князей Бориса и Глеба (ум. в 1015 г.), представленных в виде отдельных фигур без подписей на лицевой стороне «Киликиевского» креста, на нижней косой перекладине креста, московских митрополитов Петра и Алексия, которые узнаваемы по одеждам и чертам ликов, помещены также на лицевой стороне; ярославских князей Феодора (ум. в 1299 г.) и его сыновей, Давида и Константина, изображённых на оборотной стороне, с подписью (сохранилась часть с упоминанием Феодора как Смоленского). По мнению исследователей, наличие их изображений может указывать на создание «Киликиевского» креста резчиками ростовского круга, поскольку в Ростовскую епархию входили Ярославль и Белозерье с Вологдой; появление образов равноапостольных царя Константина и царицы Елены («ЦРЬ КОNСТАNТI», «ЦРЦА ЕЛЕNА») обусловлено, скорее, темой прославления Креста, а не их патрональным характером. Поскольку традиция украшать выносные кресты праздничными сценами была устойчивой и прослеживается во всех сохранившихся памятниках, исследователи сопоставляют сюжеты праздничных пластин «Киликиевского» креста с соответствующим чином высокого иконостаса.

 



 
PR-CY.ru