«КИЛИКИЕВСКИЙ» КРЕСТ - Страница 4

Большинство святых неидентифицированы, могут быть отнесены только к чинам святости: пророки, апостолы, преподобные, пустынники. Некоторые фигуры апостолов и святых по облику и атрибутам явно европейского происхождения свидетельствуют о поновлениях в XVIII в. На сборный характер «Киликиевского» креста указывают не только произведения, различающиеся манерой исполнения, но также несколько хаотичное, лишённое чёткой структуры сочетание пластин с многофигурными композициями и единоличными изображениями святых иноков и отшельников, дублирование сюжетов (например, сцена «Успение Пресвятой Богородицы» представлена дважды – на верхней перекладине и центральном древке). Исследователи предполагают, что для изготовления «Киликиевского» креста были привлечены готовые произведения (икона, складень, иконостас или небольшой крест). Возможно, эти предметы пользовались особым почитанием и были связаны с личностью, память о которой сохранялась в Спасо-Прилуцком монастыре. К небольшому складню, исполнявшему роль походного иконостаса, могла относиться единственная фигура столпника в куколе – поясное изображение, возможно, преподобный Симеон Столпник на верху столпообразного двухъярусного сооружения. На «Киликиевском» кресте сохранились редкие изводы иконографий некоторых общехристианских и русских святых. Исследователи отмечают, что изображение Спаса Нерукотворного, размещённое на лицевой стороне креста над Распятием, отличается деталями, мало известными в православном древнерусском и славянском искусстве. Классический по пропорциям и рисунку Лик Спасителя представлен на фоне ткани, формат которой так велик, что для закрепления её концов, собранных в узлы, потребовалась опора, показанная как своего рода «рогатина»; схожее изображение ткани отмечено на двухчастной иконе «Спас Нерукотворный и «Не рыдай Мене, Мати» тверского происхождения (конец XIV – XV вв., под записью первой половины XVI в., Государственный Эрмитаж), на которой два ангела держат плат одной рукой за узел, а другой – за скрученный длинный конец; длинный узорчатый плат воспроизведён на иконе «Деисус, со Спасом Нерукотворным» второй половины XVI в. (Новгородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник). В отличие от известных икон «Спас Нерукотворный» на «Киликиевском» кресте один ангел изображён над платом и два – в нижней части, под узлами; но они не прикасаются к ткани, их лики обращены друг к другу, ладони, как и крылья, разведены в стороны (жест прославления и адорации); возникают аллюзии на тему Святой Троицы. По краю композиции надпись: «Образ нерукотворенный Г(оспод)а на(шего) IC ХС»; видимая часть плата украшена крестообразными орнаментами. В использованном для этой композиции образце Плащаница – это не только образ-носитель Лика Спасителя, но и погребальная пелена для Тела Христова, а также символ прославления ангельскими чинами святыни – Мандилиона-Убруса с Нерукотворным образом Спасителя (исследователи полагают, что образец был западного происхождения).

 



 
PR-CY.ru