КИЕВСКОЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО - Страница 6

Суть многих докладов, прозвучавших на эту тему (В.И. Экземплярского «Вопрос о свободе вероисповеданий в первые века христианства» (19 ноября 1908 г.) и «Прения в Государственной Думе по вероисповедному вопросу» (18 апреля 1911 г.), М.П. Истомина «Царь и патриарх: Взаимоотношение государства и Церкви в московский период Русской империи» (6 апреля 1912 г.), П.П. Кудрявцева «Современное положение Православной Церкви» (26 марта 1917 г.)), исследователи определяют следующим образом: Русская православная церковь не должна, опираясь на государственную поддержку, проявлять насилие в вопросах веры; государство одинаково относится ко всем христианским конфессиям; реформа церковного управления должна состоять не только в восстановлении патриаршества и созыве церковного Собора, но и в оживлении деятельности прихода как основной ячейки церковной структуры. Значительная часть докладов была связана с философским осмыслением истин христианского вероучения. Первым на эту тему с докладом «Философское оправдание христианства», посвящённым работе «Наука о человеке» профессора Казанской академии Виктора Ивановича Несмелова, 22 октября 1908 г. выступил Н.А. Бердяев. Этот же доклад, который затем был опубликован в журнале «Русская мысль» (1909 г.) под заглавием «Опыт философского оправдания христианства: (О книге Несмелова “Наука о человеке”)», был произнесён им на заседаниях Санкт-Петербургского Религиозно-философского общества 24 февраля 1909 г. и Московского Религиозно-философского общества (дата не установлена). В докладе в Киевском Религиозно-философском обществе Н.А. Бердяев определил религиозно-философские темы, которые впоследствии неоднократно обсуждались на заседаниях общества: 1) опыт человеческого бытия как доказательство истины христианского вероучения (В.Н. Лашнюков «Вопрос о происхождении религии с точки зрения опытной философии», доклад 31 октября 1910 г.), «Ум Христов: (К вопросу об опытном Богопознании)», доклад 4 апреля 1915 г.); В.В. Зеньковский «Проблема религиозного опыта», доклад 17 декабря 1912 г.); Владимир Филимонович Марцинковский «Религиозная вера как основа жизни», доклад 28 апреля 1915 г.); 2) понимание нравственности как закона человеческого бытия, бытия по образу Божию (В.И. Экземплярский «Граф Л.Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взглядах на жизненное значение евангельских заповедей», доклад 30 октября 1911 г.), «Христианское юродство и христианская сила», доклад 3 марта 1915 г.). Важность этой темы В.И. Экземплярский определил следующим образом: «Если в области христианского вероучения, в самом существенном, мы уже можем с благодарной памятью жить плодами многовековых усилий древней Церкви в её стремлении облечь христианскую истину в точно отвечающие ей догматические формулы, то в области нравственного христианского учения мы почти не имеем таких формул, а дело понимания евангельского учения в его отношении к запросам нашей жизни во многих случаях является нашим долгом, требует напряжённой работы нашего христианского сознания, а иногда и нравственного подвига». Ряд докладов был посвящён осмыслению отечественной религиозно-философской традиции, её прошлого и настоящего.

 



 
PR-CY.ru