КИЕВСКОЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО - Страница 5

Доклады о религиозном движении были сделаны членами Киевского Религиозно-философского общества, входившими также в Киевское отделение Русского теософического общества, в частности О.О. Радецким «О современном теософическом движении» (9 декабря 1908 г.) и Е.М. Кузьминым «О текущем религиозном моменте» (13 октября 1909 г.) и «Религиозные предчувствия современности» (30 марта 1914 г.). Вопрос о религиозном возрождении рассматривался в тесной связи с церковными реформами. Большинство членов общества придерживались мнения протоиерея Павла Яковлевича Светлова (настоятеля храма и профессора богословия Киевского университета имени святого Владимира), что разрыв с церковью «образовал бы непроходимую и опасную пропасть и нанёс бы ужасный удар религии». При этом и В.В. Зеньковский, и В.З. Завитневич признавали необходимость церковных реформ, призывали Русскую православную церковь освободиться в равной мере и от цезарепапизма, и от папоцезаризма, отказаться от подмены нравственного начала юридическим. В докладах «О религиозном индивидуализме» (7 мая 1908 г.) и «Об отношении к историческому христианству» (27 октября 1909 г.) В.В. Зеньковский предостерегал от «увлечения индивидуализмом», которое «ведёт к религиозному обособлению и неразрешимой религиозной трагедии», задачу христианина он видел в сохранении верности церкви Христовой. На заседаниях Киевского Религиозно-философского общества были озвучены и другие мнения по вопросу о взаимоотношении религиозного движения и церкви. Одно из них, менее радикальное, высказал на заседании Н.А. Бердяев, поставив вопрос, «может ли Церковь в настоящее время иметь в себе всю полноту религиозной жизни, и каково соотношение между Церковью как мистическим телом и церковью как внешней эмпирической формой выявления религиозной сущности?». Другое, более резкое, мнение выразил П.В. Тихомиров, рассмотрев религиозное движение как нейтральное по отношению к той или иной церкви. С его точки зрения, религиозно-философские общества «должны искать совершенно свободно, не предрешая ничего, не связывая себе рук ничем. Если в результате этих исканий окажется какое-нибудь новое религиозное слово, новая религия, – то этого нечего бояться». Для тех, кто незыблемо стояли на том, что вне церкви нет христианства, чрезвычайно важен был вопрос о её взаимоотношении с государством, тесно связанный с реформой церковного управления.

 



 
PR-CY.ru