КИЕВСКОЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО - Страница 4

К последнему году существования Киевское Религиозно-философское общество приобрело значительное влияние на церковно-общественную жизнь: его члены участвовали в работе Киевского комитета по делам православной церкви, входили в постоянный церковно-епархиальный совет при епископе, В.В. Зеньковский возглавил Министерство вероисповеданий при гетмане Павле Петровиче Скоропадском, Владимир Николаевич Лашнюков стал главным редактором газеты «Слово», издававшейся этим министерством, П.П. Кудрявцев – делегатом поместного Собора Православной Российской церкви 1917–1918 гг. В конце 1919 г. Киевское Религиозно-философское общество прекратило существование. Некоторые из его членов (например, В.В. Зеньковский) были вынуждены покинуть родину, некоторые умерли от голода (В.З. Завитневич), либо ушли во внутреннюю эмиграцию, отказавшись от какого-либо сотрудничества с советской властью (В.И. Экземплярский). Несколько членов (в том числе священник Анатолий Евгеньевич Жураковский, в 1981 г. канонизированный Русской православной церковью за границей) приняли мученическую кончину. Исследователи отмечают, что особенности Киевского Религиозно-философское общество как организационной структуры определили круг вопросов, которые обсуждались на его заседаниях. Первое заседание было посвящено анализу религиозного движения в России. На протяжении первых лет существования общества этот вопрос был основным, ему было посвящено (прямо или косвенно) десять заседаний. И впоследствии эта тема обсуждалась, обретая новые аспекты (анализ религиозной ситуации на Украине (Александр Брониславович Селиханович «Религия в идейной жизни нашего края», доклад 21 марта 1913 г.); связь религиозного возрождения с социально-политическими вопросами (Владимир Николаевич Лашнюков «Церковь и социализм», доклад 30 апреля 1917 г.; А.Е. Жураковский «Христианство и общественная работа», доклад 24 сентября 1917 г.); участие молодёжи в религиозном движении (О.П. Прохаско «К вопросу о религиозных исканиях современной молодёжи», доклад 10 января 1913 г.; Пётр Родионович Слёзкин «О христианских студенческих союзах», доклад 17 января 1913 г.)). Обсуждение роли интеллигенции в религиозном движении было связано с полемикой вокруг сборника «Вехи», участниками которой были и некоторые члены Киевского Религиозно-философского общества. Сборнику «Вехи» было посвящено два заседания (10 и 17 декабря 1909 г.), где был прочитан и обсуждён доклад А.Б. Селихановича «Душевный склад, миросозерцание нашей интеллигенции по “Вехам”». Но и при обсуждении других тем вопрос об интеллигенции возникал часто. 30 октября 1908 г. в дискуссии по поводу доклада П.П. Кудрявцева «О мерах к религиозному возрождению России» отмечалось, что одной части интеллигенции присуще «искание Бога», а другой – пренебрежительное отношение к ищущим. Указывалось, что ответы на вопросы, поставленные интеллигенцией, можно найти только в церкви.

 



 
PR-CY.ru