КОПЬЁ СВЯТОЕ - Страница 6

По свидетельству Лиутпранда Кремонского, благодаря этой реликвии Рудольф II одержал победу над войском германского короля Генриха I Птицелова (919–936 гг.). Впоследствии Генриху I Птицелову удалось получить Святое Копьё от Рудольфа II в обмен на земли в Швабии и крупную денежную выплату. Видукинд Корвейский утверждал, что Святое Копьё находилось во владении германского короля уже при Конраде I (911–918 гг.), но это свидетельство, скорее всего, как полагают исследователи, ошибочно. Согласно Лиутпранду Кремонскому, со времени Генриха I Птицелова Святое Копьё хранилось в Германии и рассматривалось как символ власти королей и императоров. Однако исследователи отмечают, что описанный историком предмет не полностью соответствует реликвиям, хранящимся в Вене и Кракове: на наконечнике, имевшем «в середине... отверстия по обеим его сторонам», были закреплены два святые гвоздя, сложенные в форме креста. С XI в. происхождение Святого Копья связывалось со святым Маврикием. Исследователи вслед за А. Бракманном полагают, что новая атрибуция утвердилась вследствие попытки устранить память об итальянском происхождении инсигнии и, напротив, связать реликвию с почитанием святого Маврикия как покровителя германских королей и императоров (почитание святого Маврикия получило широкое распространение в германских землях при короле Оттоне I Великом (936–973 гг.; император – с 962 н.)). Позднее высказывалось также мнение об идентичности Святого Копья и копья Лонгина, но оно не получило признания. В трудах авторов X–XI вв. Святое Копьё рассматривалось как важный атрибут императорской власти наравне с короной; оно символизировало власть императора как старшего христианского правителя и как защитника церкви, а также власть над отдельными регионами империи – Бургундией, Германией или Италией. Согласно Перси Эрнсту Шрамму, Святое Копьё выносили перед императором во время торжественных процессий, в том числе при шествии в Рим для императорской коронации, а также в сражениях, особенно с языческими народами; его также могли использовать во время принесения присяги. В ритуале коронации Святое Копьё не использовали (единственный известный исследователям пример – церемония коронации Генриха II как короля Германии (Римского короля) в 1002 г.). После XII в. Святое Копьё рассматривали не столько как символ императорской власти, сколько как христианскую реликвию. Возрождение интереса к нему со стороны германских правителей связано с противостоянием Карла IV Люксембурга (1346–1378 гг., император – с 1355 г.) и Людовика IV Баварского (1314–1347 гг., император – с 1328 г.). Поскольку императорская корона находилась во владении баварской династии Виттельсбахов, Карл IV Люксембург велел перенести Святое Копьё в Прагу, где находилась его резиденция. В 1424 г. в связи с угрозой нападения гуситов по указанию чешского короля Сигизмунда I (1419–1437 гг., император – с 1433 г.) инсигния была доставлена в Нюрнберг, где хранилась до 1796 г. В период наполеоновских войн императорские регалии были вывезены в Регенсбург, а в 1800 г. – в Вену (с 1938 г. по указанию Адольфа Гитлера инсигнии хранились в Нюрнберге и были возвращены в Вену американскими военными властями в 1946 г.).



 
PR-CY.ru