КОПЬЁ СВЯТОЕ

КОПЬЁ СВЯТОЕ, Копьё Лонгина, Копьё святого Маврикия – реликвия, происхождение которой связывалось со Страстями Христовыми. Как правило, Святое Копьё отождествляли с копьём, которым римский воин пронзил тело Христа (Ин. 19:34), но в Средние века существовали также предания о другом копье, якобы принадлежавшем мученику Маврикию, святому равноапостольному императору Константину I Великому или императору Карлу Великому. Согласно Ин. 19:31–37, Понтий Пилат по просьбе иудеев велел перебить голени Христу и распятым с Ним разбойникам, чтобы они умерли до наступления субботы. Обнаружив, что Христос уже скончался, один из воинов решил удостовериться в этом, ударив Его копьём в грудь, «и тотчас истекла кровь и вода». Имя воина – Лонгин (вероятно, от греч. «lVogch» – «копьё») – впервые названо в апокрифическом Евангелии от Никодима (IV в.). Согласно этому произведению, Лонгин ранил Христа до Его смерти, после того как воины предложили Ему выпить уксус и желчь. Предание о воине, который пронзил тело Христа копьём, получило развитие в откровениях католического мистика блаженной Анны Катарины Эммерик (ум. в 1824 г.): воин Кассий (настоящее имя Лонгина) из сочувствия к страданиям Христа не решился перебить Ему ноги, но с силой вонзил в Него копьё, чтобы избавить Его от страданий. Из раны хлынули кровь и вода, залившие воину лицо; упав на колени, он во всеуслышание объявил, что уверовал в божественность Христа. Свидетельства о Святом Копье, хранившемся в Иерусалиме, содержатся в трудах латинских авторов VI в. Согласно итинерарию (около 570 г.), ложно, по мнению исследователей, приписываемому мученику Антонину из Плаценции (ныне Пьяченца, Италия), «копьё, которым ударили в бок Господа», находилось в базилике Святого Сиона. По мнению исследователей, из этого источника заимствовано свидетельство Григория Турского. Другое упоминание о Святом Копье, которое хранилось в Иерусалиме, принадлежит Кассиодору (ум. около 580 г.). В VII–VIII вв. Критский архиепископ Андрей впервые привёл предание о том, что Святое Копьё вместе с другими святынями было обретено равноапостольной Еленой, матерью императора Константина I Великого, во время раскопок на месте казни и погребения Христа (в более ранних источниках об этом не сообщается). Исследователи отмечают, что дальнейшие сведения о Святом Копье противоречивы. По свидетельству Адомнана, аббата Ионы, в 680 гг. епископ Аркульф видел реликвию в Иерусалиме, где она хранилась в портике храма Гроба Господня (базилики Константина). Речь шла о целом копье, древко которого было расколото на две части. По другим сведениям, после разорения Иерусалима персами (614 г.) Святое Копьё было вывезено в Константинополь. В «Пасхальной хронике» под 614 г. сообщается, что святыню доставили из Иерусалима в Константинополь и на несколько дней выставили для поклонения в соборе Святой Софии. Исследователи полагают, что это свидетельство на самом деле относится к событиям 629–630 гг., когда византийцы одержали верх над персами и заставили их вернуть святыни, захваченные в Иерусалиме.

 



 
PR-CY.ru