КОПЬЁ СВЯТОЕ - Страница 5

В средневековой европейской традиции существовали предания о Святом Копье, некогда принадлежавшем святому Маврикию, Константину I Великому или Карлу Великому. Эти предания могли восходить, по мнению исследователей, к воспоминаниям о «реликвиях от Гроба Господня», которые в 799 г. преподнёс Карлу Великому посланник Иерусалимского патриарха. Впоследствии возникла легенда о том, как Карл Великий совершил паломничество в Константинополь и привёз оттуда наконечник Святого Копья (копья Лонгина), который вместе с частицей копья святого Маврикия был вмонтирован в рукоять так называемого меча Карла Великого (франц. epée Joyeuse). Считалось, что наследники императора владели копьём-реликвией, но сведения о нём были неточными и противоречивыми. Так, согласно Уильяму из Малмсбери, Гуго Великий (герцог франков в 936–956 гг.) направил королю Англии Ательстану (924/925 – 939 гг.) щедрые дары, среди которых были меч Константина I Великого, копьё, которым Карл Великий сражался с сарацинами, и знамя (vexillum) святого Маврикия. В перечне святынь кафедрального собора в Эксетере (XI в.) среди реликвий, подаренных собору королём Ательстаном, названа частица Святого Копья. В Священной Римской империи Святым Копьём называли инсигнию германских королей и императоров. Как правило, её не отождествляли с копьём, которым римский воин пронзил тело Христа, однако, по преданию, в неё были вмонтированы гвозди, использованные при распятии Христа. Инсигния хранится в Венской сокровищнице; её копия, подаренная императором Оттоном III польскому князю Болеславу I Храброму, – в музее кафедрального собора на Вавеле в Кракове (краковское Святое Копьё содержит частицу святого гвоздя). Венское Святое Копьё представляет собой наконечник стального копья длиной 50,7 см, сломанный посередине и скреплённый железными и серебряными накладками, поверх которых наложено покрытие из листового золота. На серебряных накладках, созданных при императоре Генрихе IV (1084–1106 гг.), сохранилась посвятительная надпись; золотое крепление было добавлено при императоре Карле IV (1355–1378 гг.). Материал и форма копья указывают на то, что предмет был изготовлен в VII–VIII вв. Во второй половине VIII в. или начале IX в. в верхней части наконечника было сделано отверстие, в которое вмонтировали и закрепили серебряной проволокой железный шип (по преданию, фрагмент святого гвоздя). Происхождение и первоначальная форма шипа не установлены. Исследователи полагают, что это был обоюдоострый шип в виде двух гвоздей, скреплённых шляпками, или бронзовый медицинский зонд. Самое раннее упоминание о германском Святом Копье содержится в «Антадопосисе» Лиутпранда Кремонского. Приведя легенду о том, что Святое Копьё некогда принадлежало императору Константину I Великому, историк выразил скептическое отношение к этим сведениям (первым достоверно известным ему владельцем инсигнии был граф Самсон из Северной Италии). Во время восстания против короля Беренгария Фриульского (888–924 гг.) североитальянская знать пригласила на царство Рудольфа II, короля Бургундии (912–933 гг.), которому вручили Святое Копьё как символ власти.

 



 
PR-CY.ru