КОПЬЁ СВЯТОЕ - Страница 4

По свидетельству европейских и русских путешественников, святыни, связанные со Страстями Христовыми, находились в Манганском монастыре, а с конца XIV в. – в монастыре святого Иоанна Крестителя в Петре. Самое подробное описание Святого Копья принадлежит Рую Гонсалесу де Клавихо, который в начале XV в. видел «железо от копья..., и было оно тонко и остро, как шип или стрела, а в месте, где насаживалось на древко, продырявлено; длина его, возможно, одна пядь и два дюйма. На конце острия виднелась кровь...». Реликвия была вставлена в «позолоченную дощечку» вместе с фрагментами трости и губки, при помощи которых Христа поили уксусом и желчью. После завоевания Константинополя османами путешественник Перо Тафур вспоминал о Святом Копье, которое он видел в 1437–1438 гг. в соборе Святой Софии. По мнению исследователей, именно эту реликвию в 1492 г. султан Баязид II (1481–1512 гг.) подарил папе Римскому Иннокентию VIII в благодарность за то, что понтифик удерживал при папском дворе его младшего брата и соперника Джема. Появление «нового» Святого Копья насторожило кардиналов, т.к. в Европе хранилось несколько аналогичных реликвий; высказывалось мнение, что султан предлагал папе Римскому фальшивую святыню, чтобы поглумиться над христианской верой. В качестве предосторожности папские посланники встретили османскую делегацию в Анконе, но после длительного обсуждения папа Иннокентий VIII принял решение организовать торжественную встречу Святого Копья в Риме. Реликвию поместили в ризнице римской базилики святого Петра; после строительства нового храма для неё была устроена особая капелла в северо-восточном подкупольном столпе, в нише которого установили мраморную статую святого Лонгина, изготовленную в 1630 гг. Джованни Лоренцо Бернини. Изучение ватиканского Святого Копья показывает, что оно было изготовлено, скорее всего, как полагают исследователи, в XI в. Исследователи не исключают, что именно эта реликвия была обнаружена крестоносцами в Антиохии. Согласно армянской традиции, Святое Копьё хранилось в монастыре Гегард, название которого связано с этой реликвией (в настоящее время святыня находится в Эчмиадзине). По преданию, святыню привёз в Армению апостол Фаддей. Вопрос о происхождении и датировке реликвии остаётся дискуссионным. Исследователи высказывали предположение, что армянское Святое Копьё – реликвия, обретённая в Антиохии. Форма и декор реликвии из Гегарда позволяют исследователям предположить, что она была изготовлена в VII в. в Византии. Наличие нескольких реликвий, именовавшихся Святым Копьём, способствовало возникновению сомнений в их подлинности. Так, во время пребывания в Нюрнберге Тафуру показали «железное копьё длиной в локоть», по преданию, привезённое императором Карлом Великим из Иерусалима. Тафур, ранее видевший Святое Копьё в Константинополе, сделал неосторожное замечание относительно этой реликвии, вызвавшее гнев местных жителей. Впоследствии к теме многочисленных предметов, которые связывали с земной жизнью Христа, обращались протестантские авторы, критиковавшие католическое почитание реликвий. Так, Жан Кальвин в «Трактате о реликвиях» отмечал, что ему было известно о четырёх реликвиях, именовавшихся Святым Копьём; они хранились в Риме, в Париже, в монастыре Нотр-Дам-де-ла-Тенай в Сентонже и в монастыре Ла-Сов-Мажёр близ Бордо.

 



 
PR-CY.ru