КОПЬЁ СВЯТОЕ - Страница 3

В 1791 г. святыни из Свяятой капеллы перевезли в аббатство Сен-Дени; в 1793 г. бóльшая часть реликвариев была переплавлена, но некоторые предметы передали в Кабинет медалей Национальной библиотеки. Среди них было Святое Копьё, последнее свидетельство о котором относится к 1796 г. В 1804 г. терновый венец и другие уцелевшие реликвии были переданы в кафедральный собор Нотр-Дам, но Святое Копьё признали утраченным. Во время первого Крестового похода (1096–1099 гг.) в Антиохии была обретена другая реликвия, которую считали Святым Копьём. Вскоре после взятия города крестоносцами (10 июня 1098 г.) провансалец Пётр Варфоломей сообщил о сокрытой в городе святыне руководителям похода, папскому легату Адемару из Монтёя, епископу Ле-Пюи (1077–1098 гг.), и графу Раймунду IV Тулузскому. По словам Петра Варфоломея, ему неоднократно являлся апостол Андрей с повелением рассказать крестоносцам о Святом Копье, спрятанном в соборной церкви святого Петра, которую сарацины использовали как мечеть. Провансалец был известен как лжец и обманщик, поэтому епископ Адемар скептически отнёсся к этому рассказу, но граф Раймунд IV Тулузский проявил интерес и велел провести раскопки в указанном месте. На протяжении нескольких часов поиски не давали результата, и реликвия была обретена только после того, как в яму спустился Пётр Варфоломей. Несмотря на позицию епископа Адемара, считавшего обнаружение Святого Копья обманом, это событие воодушевило крестоносцев и восточных христиан, живших в городе. Самый подробный рассказ об обретении реликвии приведён Раймундом из Агилера, капелланом графа Раймунда IV Тулузского и очевидцем этого события. Капеллан Раймунд выносил Святое Копьё к войску во время сражения с Кербогой, атабеком Мосула, в котором крестоносцы одержали победу (28 июня 1098 г.). Однако дальнейшие действия Петра Варфоломея, который, ссылаясь на полученные откровения, пытался оказывать влияние на политику руководителей Крестового похода, заставили многих крестоносцев усомниться в его честности. Оскорблённый их недоверием, Пётр Варфоломей вызвался пройти ордалию и через несколько дней умер от полученных травм. Многие современники (в том числе историки первого Крестового похода Фульхерий Шартрский и Альберт Ахенский) выражали скептическое отношение к подлинности Святого Копья. По их мнению, почитание реликвии укреплял, прежде всего, граф Раймунд IV Тулузский, который преследовал корыстные цели. Впоследствии Святое Копьё находилось во владении графа, который вынес его к войску перед битвой при Мерзифоне (1101 г.). Исследователи полагают, что именно эту реликвию Понтий из Мельгея, аббат Клюини, нёс перед войском крестоносцев в битве при Йибне (1123 г.). Частица Святого Копья наряду с другими реликвиями хранилась в папской капелле святого Лаврентия («Святая святых») в комплексе Латеранского дворца. Об этой святыне сообщается в «Описании Латеранской базилики» в редакции Иоанна Диакона (вторая половина XII в.) и в перечне реликвий, составленном в 1624 г. Л. Бонинконтри. В XIV–XV вв. в Константинополе хранилась другая реликвия, которую считали Святым Копьём.

 



 
PR-CY.ru