КОПЬЁ СВЯТОЕ - Страница 2

По указанию византийского императора Ираклия I (610–641 гг.) часть Святого Креста, губку и Святое Копьё, скорее всего, отправили для поклонения в Константинополь, затем вернули в Иерусалим, но после взятия города арабами (637 г.) снова вывезли в столицу империи. Впоследствии Святое Копьё хранилось в церкви Пресвятой Богородицы Фара, построенной в середине VIII в. и входившей в комплекс Большого дворца в Константинополе. Об этом упоминается в трактате «О церемониях», составленном по указанию императора Константина VII Багрянородного (944–959 гг.): обряд выхода императора в Великую пятницу включал поклонение Святому копью. Самое подробное описание реликвии принадлежит Николаю Месариту (1201 г.). По его свидетельству, Святое Копьё имело «вид обоюдоострого меча... в форме крестного знамения», на его наконечнике были заметны следы засохшей крови. Среди реликвий, обнаруженных крестоносцами в дворцовой капелле византийских императоров, Робер де Клари называл «железный наконечник от копья». После взятия Константинополя крестоносцами (1204 г.) в Европу было доставлено несколько реликвий, которые, как считалось, были Святым Копьём или его фрагментами. Так, Константинопольский император Генрих I (1206–1216 гг.) передал аббатству Клерво несколько византийских реликвариев «из сокровищ святой Елены, захваченных в Константинополе»; в одном из них находилась частица Святого Копья. После закрытия монастыря во время Французской революции 1789–1799 гг. святыня хранилась в кафедральном соборе в Лангре. В XIX в. её поместили в реликварий в виде фигуры ангела с копьём в руках (в 2011 г. частица Святого Копья была похищена из ризницы собора). Среди реликвий, доставленных в 1205 г. из Константинополя в Суасон епископом Нивелоном (1175–1207 гг.), была «часть острия, которым пронзили Господа». В Кливлендском музее искусств (США) хранится готический реликварий-ставротека, датированный 1214 г. (изготовлен, скорее всего, как полагают исследователи, в рейнских землях). Согласно надписи, в числе находившихся в нём святынь была частица «копья Господня». Несмотря на распространение фрагментов Святого Копья, хранившихся в церквах и монастырях Европы с XIII в., считалось, что основная часть реликвии по-прежнему находилась в Константинополе. С 1238 г. французский король Людовик IX Святой выкупил у императора Латинской империи Балдуина II (1240–1261 гг.) значительную часть святынь, ранее хранившихся в Фаросской церкви, в том числе наконечник Святого Копья (акт передачи реликвий был подписан императором в июне 1247 г.). Перенесение святынь, среди которых наибольшее значение придавалось терновому венцу Христа, описано в ряде источников. Так, Матвей Парижский в «Великой хронике» уточнил, что доставленное в Париж Святое Копьё представляло собой наконечник копья. Для хранения святынь при королевском дворце в Париже была возведена Святая капелла (Сент-Шапель); празднование в честь хранившихся там реликвий совершалось 30 сентября. Святое Копьё находилось в византийском реликварии в форме креста, инкрустированном по краям драгоценными камнями.

 



 
PR-CY.ru