«КРУГ ВЕЛИКИЙ МИРОТВОРНЫЙ» - Страница 6

Эта тенденция реализована в двух списках редакции 7049 г.: Российская государственная библиотека (вторая четверть XVII в.) – они не содержат хронологических материалов. Не позднее второй четверти XVII в. возникла Особая редакция «Круга великого миротворного». Она восходит к редакции 7049 г. и представлена четырьмя списками второй трети XVII в. (Институт русского языка и литературы (Пушкинский Дом), Российская национальная библиотека, Российская государственная библиотека).Редактирование статей в этом изводе производилось, главным образом, за счёт сокращения и компиляции, ряд статей был переименован. Исследователи полагают, что создание этой редакции связано с потребностью иметь краткий сборник календарно-хронологической тематики. Во всех списках данного извода содержится «Сказание о том, егда седмь тысящ лет изошла да и пасхалия, сложение святых отец седмаго Собора, скончалася», составленное из «Изложения пасхалии», «Начала пасхалии» и Предисловия священника Агафона. Исследователи говорят о двух видах Особой редакции. К первому относят списки Российской государственной библиотеки (1648 г.), Российской национальной библиотеки (третья четверть XVII в.), ко второму – Института русского языка и литературы (Пушкинского Дома) и Российской национальной библиотеки (оба второй четверти XVII в.). Рукописная традиция первого русского сборника календарно-хронологического содержания охватывает период с середины XVI в. до середины XIX в. и представлена 48 рукописями. Вкладные и владельческие записи указывают на то, что «Круг великий миротворный» был известен духовному, служилому, купеческому, крестьянскому сословиям. О том, что сборник получил широкое распространение и занял в ряду сочинений календарно-хронологической тематики одно из центральных мест, помимо прочего свидетельствуют рукописи первой половины XVII в., содержащие извлечения из сборника священника Агафона (например, Государственного исторического музея, Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Российского государственного архива древних актов). Наибольшей популярностью сборник пользовался в середине XVII в. Проводившаяся в то время богослужебная реформа вызвала рост эсхатологических настроений, проблемы, рассматриваемые в статьях «Круга великого миротворного», снова приобрели актуальность. Как и другие памятники древнерусской книжности, «Круг великий миротворный» утратил популярность в Новое время. Его списки XVIII в. исследователям неизвестны, однако на основании владельческих помет исследователи делают вывод, что сборник не вышел из обращения и в этот период. К XIX в. исследователи относят три списка, однако они не представляют собой новый этап развития сборника. Одна из рукописей (Российская национальная библиотека, около 1810 г.) была переписана предположительно для Н.М. Карамзина, работавшего с «Кругом великим миротворным» во время создания «Истории государства Российского», две другие (Института русского языка и литературы (Пушкинского Дома), около 1813 г.; Государственного исторического музея, около 1849 г.) выполнены полууставом, происходят из старообрядческой среды.



 
PR-CY.ru