«КРУГ ВЕЛИКИЙ МИРОТВОРНЫЙ» - Страница 4

Уникальность периода в 7980 лет состоит в том, что «счёт дней в нём можно вести непрерывно и последовательно в течение всего периода, начиная с любой условной начальной даты». В западноевропейской хронологии такой цикл появился позднее – в 1583 г. в сочинении Иосифа Юстуса Скалигера «Новый труд по улучшению счёта времени» (единственное отличие между циклом в «Круге великом миротворном» и циклом И.Ю. Скалигера исследователи видят в том, что первый начинается 1 марта 5508 г. до н.э., второй – 1 января 4713 г. до н.э.). Для каждого года в таблицах «Круга великого миротворного» указываются: круг Солнца, круг Луны, круг границ, «фаска жидом», вруцелето, мясопуст, мясоед, Великий пост, Петров пост, память святых Алексия, Евдокии, сорок Севастийских мучеников, святителей Иоанна Богослова, Георгия, апостолов Петра и Павла, Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Иисуса Христа, Благовещение, Пасха, Вознесение, Пятидесятница. На полях таблицы на 7980 лет, как правило, отдельно вынесены новозаветные события: Рождество Спасителя, Крещение, Распятие, Воскресение, Вознесение, Пятидесятница (даты земной жизни Иисуса Христа указаны в соответствии с эрой в 5500 лет). Также на полях содержатся комментарии, посвящённые семи Вселенским соборам. По мнению исследователей, эти сведения извлечены из таблиц Вселенских соборов (см., например, Российская государственная библиотека), что объясняет исследователям особенности датировки Соборов в «Круге великом миротворном», в том числе ошибки в датах. В таких таблицах содержались сведения о том, сколько лет прошло от Рождества Христова до первого Вселенского собора, от первого Вселенского собора до второго Вселенского собора и т.д., имена императоров и патриархов, число отцов – участников Соборов, место и причина их проведения. Вопрос о создателе таблицы на 7980 лет остаётся открытым. По мнению Николая Михайловича Карамзина, им был архиепископ Геннадий (Гонзов). Историк математики Виктор Викторович Бобынин и историк культуры Яков Соломонович Лурье полагали, что Геннадий (Гонзов) составил таблицы, а священник Агафон продолжил их. Однако, по мнению других исследователей, эти предположения основываются на неверном толковании Предисловия священника Агафона и слов архиепископа Геннадия (Гонзова) в «Начале пасхалии». А.А. Романова, утверждающая, вслед за Вуколом Михайловичем Ундольским, что автор таблицы на 7980 лет неизвестен, убедительно показала, что Геннадий (Гонзов) переписал таблицу Великого индиктиона на 532 года, которой он предлагает пользоваться для получения сведений восьмую тысячу лет. О таблице, подобной той, что находится в «Круге великом миротворном», в «Начале пасхалии» не сказано. С конца XVI в. сборник священника Агафона расширялся за счёт включения в него статей разнообразного содержания: календарных, астрологических, языковедческих, философских, математических. Появление такого рода сочинений в «Круге великом миротворном» указывает на то, что он воспринимался как универсальная энциклопедия. К ранним добавлениям исследователи относят календарные заметки: «О стязании», где объясняется, как проверить знания «философа» – знатока пасхалии, «Сказание о летех», содержащее расчёты дней, часов и т.п. В «Круг великий миротворный» попали фрагменты трактата Вильгельма Дуранда «Rationale divinorum officiorum» (см.: «Rationale divinorum officiorum» Wilgelmi Durandi в русском переводе конца XV в.; к этому трактату восходит ряд статей сборника «Предисловие святцам», который нередко помещается в рукописях вместе со сборником священника Агафона).

 



 
PR-CY.ru