«КРУГ ВЕЛИКИЙ МИРОТВОРНЫЙ» - Страница 5

В истории «Круга великого миротворного» отразился характерный для книжности Московской Руси первой четверти XVII в. интерес к украинско-белорусским полемическим произведениям, ставшим откликом на григорианскую календарную реформу, – острожским изданиям Василия Суражского «Книжица о единой истинной православной вере» (1588 г.) и «Правила истинного живота христианского [предисловие к Псалтири с восследованием]» (1598 г.). Из них в «Круге великом миротворном» были заимствованы статьи «Сии ключ на обретение Пасхи», «Сии ключ правится кругом солнечным», «Указание деннику» («Напреде положихом в ней дни вселетнаго обхождениа солнечнаго») и «Ведати и се не непотребно есть». В «Круге великом миротворном» много статей, связанных с вопросами языка: «Лаодикийское послание», «Написание языком словенским», «От Донатуса», «Книга, глаголемая Буквы» Герасима Ворбозомского и др. Среди нравоучительных и философских статей в «Круг великий миротворный» вошли: «От останка царств глаголаша вси удове», «Григория Богослова Филагрию ответно» и «Того же Богослова о Кесарии, брате его», Послание Фёдора Иванова Карпова преподобному Максиму Греку, Послания Мисюрю Мунехину и др. В одном из списков «Круга великого миротворного» есть математическое сочинение «Книга, глаголемая по-гречески Арефметика» (Российская государственная библиотека). Дополнения, как правило, вносились в редакцию 7048 г. Исключением стали две небольшие статьи «Выписано ис тои же книги Жемчюжныя Матицы» (например, Российской национальной библиотеки), являющиеся заимствованием из космологической компиляции XV в. «Слово о Святой Троице» (они помещены в некоторые списки редакции 7049 г.). Многочисленные дополнения в редакции 7048 г. исследователи объясняют тем, что часть рукописей этой редакции связана с крупными книжными центрами, где сборник мог перерабатываться: с Троице-Сергиевым (Российская государственная библиотека, Российский государственный архив древних актов), Соловецким в честь Преображения Господня (Российская национальная библиотека), Кирилловым Белозерским в честь Успения Пресвятой Богородицы (Российская национальная библиотека) монастырями. Состав «Круга великого миротворного» в редакции 7049 г. расширялся незначительно, лишь небольшое число списков этой редакции содержит указания на связь с крупными книжными центрами (вложен в московский Успенский собор; Российская национальная библиотека – во владимирский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь). В ряде списков редакции 7049 г. изменения затронули таблицу на 7980 лет: комментарии в сборниках Российской национальной библиотеки (конец XVI в.), Музея истории религии (около 1606), Российской национальной библиотеки (около 1626 г) расширены за счёт включения летописных сведений, а также сообщений культурно-исторического характера, автором которых, как полагают исследователи, был Ростовский митрополит Иона (Думин). В XVII в. полемическая часть сборника была отделена от календарной, использовавшейся почти исключительно в богослужебных целях; произошло разделение на четий сборник (например, Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки) и сборник таблиц (например, Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки).

 



 
PR-CY.ru