«КРУГ ВЕЛИКИЙ МИРОТВОРНЫЙ» - Страница 3

Начало Предисловия дословно повторяет «Изложение пасхалии», а рассуждения о «седьмой тысяче» являются заимствованием из «Начала пасхалии» и «Сказания о скончании седьмой тысящи» (фраза из «Изложения пасхалии»: «...Написати пасхалию на осмую тысящу лет, в неиже чяем всемирнаго Пришествиа» – в «Круге великом миротворном» изменена: «…Написати пасхалию на осмую тысящу лет, понеже чаем всемирнаго Пришествия Христова на всяко время»). Основная часть Предисловия посвящена объяснению устройства таблицы на 7980 лет. В «Начале пасхалии» архиепископа Геннадия (Гонзова) содержится сообщение об окончании старой пасхалии и о необходимости составления новой, а также объяснение того, что расчёты, приводимые в новой пасхалии, не противоречат выполненным раньше и заканчивавшимся 7000 г., а только продолжают их. При включении статьи в «Круг великий миротворный» из пасхальных расчетов архиепископа Геннадия (Гонзова) были оставлены только расчёты на 6999 и 7000 гг. Источники небольших анонимных статей, вошедших в основной состав «Круга великого миротворного», и время их составления исследователи не определили. В статье «Исправление круга святыя Пасхи» сообщается о том, что порядок вычисления Пасхи был определён отцами первого Вселенского собора. В статье «Вопрос, како тридневно воскрес Господь» кратко описываются события от Страстной пятницы до Пятидесятницы. В статье «Собор Вселенский первый» сообщается о времени проведения первого Вселенского собора, его участниках, причинах и результатах. Поскольку следующий параграф этой статьи имеет киноварный подзаголовок «О крузе святыя Пасхи», в научной литературе он иногда описывается как самостоятельное сочинение. Однако он, как и предшествующий текст, рассказывает о деяниях Собора (установлении времени Пасхи), что позволяет исследователям считать его продолжением статьи «Собор Вселенский первый». Исследователи отмечают, что «Сказание известно, како считати пасхалия наусть» представляет собой хронологический трактат, в котором подробно рассматривается метод вычисления дня недели любого числа любого месяца, сообщается способ быстрого нахождения дат, содержатся пояснения к использованию таблиц. В описании несохранившегося «Круга великого миротворного» из Патриаршей ризницы составление текста «Сказание известно...» приписывается священнику Агафону (Российская национальная библиотека). В действительности автор трактата неизвестен; как отмечает А.А. Романова, сочинение возникло в кружке Новгородского архиепископа Макария. Исследователи полагают, что трактат появился в «Круге великом миротворном» в редакции 7049 г., в Первоначальной редакции он отсутствует. Второй комплекс материалов в сборнике представляют таблицы. Их состав в «Круге великом миротворном» менялся, иногда значительно. В число основных входят: таблицы Великого индиктиона на 532 года двух типов, малая таблица Великого индиктиона, таблица на 7980 лет и добавляемая к ней таблица на 20 лет; комплексы вспомогательных таблиц: роспись ключевых букв («зрячая пасхалия»), «круг индиктион», «круг евангельский», лунное течение; расчётные таблицы: «прикладов» («солнечных регуляторов» или месячных чисел) и трёх рук, таблицы 35 ключевых букв (35 возможных дат Пасхи) с элементами святцев в каждой из клеток. Таблица на 7980 лет содержит самый большой цикл в древнерусской хронологии.

 



 
PR-CY.ru