«КРУГ ВЕЛИКИЙ МИРОТВОРНЫЙ»

«КРУГ ВЕЛИКИЙ МИРОТВОРНЫЙ», «Великий миротворный круг» – древнерусский календарно-хронологический сборник энциклопедического характера. В Предисловии к сборнику (по Анастасии Анатольевны Романовой, в Послесловии) указано, что его составителем был священник придельной церкви святых Гурия, Самона и Авива новгородского Софийского собора Агафон. Создание «Круга великого миротворного» исследователи относят к рубежу 1530 и 1540 гг. Сборник содержит: календарные таблицы, относящиеся к пасхальным расчётам; богословско-полемические статьи преимущественно конца XV – начала XVI вв., связанные с эсхатологическими ожиданиями около 1491/1492 (7000) г. и с составлением новой пасхалии. Календарная часть «Круга великого миротворного» охватывает 8 тыс. лет. «Великим миротворным кругом» священник Агафон называет только таблицы; название связано с установленным для расчёта дней празднования Пасхи 532-летним циклом Великого индиктиона, иначе – миротворного круга (относящегося к сотворению мира). В сборнике представлена таблица с циклом в 15 Великих индиктионов (7980 лет, до 2472 г. н.э.), по прошествии которого совпадают начала круга Солнца (28 лет), круга Луны (19 лет) и круга индиктиона (15 лет). Текстовая часть является дополнением к таблицам. Изначально в неё входили Предисловие священника Агафона, «Изложение пасхалии» митрополита Зосимы, «Начало пасхалии» Новгородского архиепископа Геннадия (Гонзова), три сказания «О скончании седьмой тысящи» Иосифа Волоцкого, анонимные статьи «Исправление круга святыя Пасхи», «Вопрос, како тридневно воскрес Господь», «Собор Вселенский первый», хронологический трактат «Сказание известно, како считати пасхалия наусть». В одну из редакций «Круга великого миротворного» включено Послание публициста и переводчика Дмитрия Мануиловича Траханиота к Новгородскому архиепископу Геннадию (Гонзову). В середине XVI в. в русской книжности господствовала тенденция к объединению сочинений в комплексы. Большинство статей и таблиц, вошедших в «Круг великий миротворный», были известны и раньше. Появление сборника обусловлено накопившимися к тому времени достижениями в области хронологии. Интерес к календарной проблематике в конце XV в. был связан с ожиданием Второго пришествия в 7000 г. от сотворения мира и с завершением пасхалии. Несостоявшийся конец мироздания послужил причиной активизации пропаганды еретиков жидовствующих, многие из указанных сочинений стали ответом на неё. Со временем состав «Круга великого миротворного» незначительно менялся за счёт изменения количества статей или самостоятельного функционирования частей сборника: табличной, использовавшейся в практических целях, или текстовой – четьей. Работа священника Агафона над «Кругом великим миротворным» началась с рукописи Государственного литературного музея (первая треть XVI в.), принадлежавшей Иосифову Волоколамскому в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырю.

 



 
PR-CY.ru