КЛАВДИЙ ТУРИНСКИЙ - Страница 6

Однако в отличие от Агобарда Лионского он на этот текст не ссылается. Византийские иконоборцы почитали изображения креста, но Клавдий Туринский настаивал, что в образе креста почитается только крестная смерть и Христос по плоти, но не воскресший Господь (исследователи полагают, что по этой причине Иона Орлеанский обвинял его не только в иконоборчестве, но и в арианстве). Клавдий Туринский выступал и против покаянного паломничества в Рим, утверждая, что обращаться за помощью к апостолу Петру можно в любом месте, а не только в Риме (что, по его словам, вызвало неудовольствие папы Пасхалия I). Исследователи полагают, что он выступал и против культа мощей, но его аргументы не сохранились (хотя Эрмольд Нигелл упоминал среди современников некоего безумца, отрицавшего, что тела святых достойны поклонения). В основном, каролингские толкования на Священное Писание представляют собой катены. Само слово впервые на латинском Западе появляется в заглавии толкования Клавдия Туринского на Евангелие от Матфея. В экзегетических сочинениях он стремился истолковать каждое место в Писании, но при этом не выбирал цитаты из творений святых отцов механически, как делали другие каролингские экзегеты. Центральным для Клавдия Туринского был сам текст Писания, поэтому он тщательно подбирал цитаты и, если нужно, переставлял местами пассажи из патристических толкований, чтобы сохранить последовательность текста Писания. Исследователи полагают, что судя по всему, он имел доступ к лучшим библиотекам своего времени, лично делал выписки из творений отцов и копировал рукописи. В качестве базовых Клавдий Туринский выделял толкования блаженных Августина, Иеронима и Исидора. Также использовал сочинения Алкуина, Оригена (в переводе Руфина), Григория Великого (и Патерия), Беды Достопочтенного, Максима Туринского, Кесария Арелатского, Иоанна Златоуста, Мария Викторина и Амброзиастера. В предисловии к толкованию на книгу «Бытие» Клавдий Туринский отмечал, что специально делал ссылки на источники, чтобы не быть обвинённым в плагиате. Тем не менее, критики (Иона и Дунгал) указывали на то, что он часто искажал слова цитируемых отцов.



 
PR-CY.ru