КЛАВДИЙ ТУРИНСКИЙ

КЛАВДИЙ ТУРИНСКИЙ (ум. в 827 или 828 г.) – епископ Турина, богослов и экзегет эпохи Каролингского возрождения; один из главных противников иконопочитания на латинском Западе. Основные сведения о Клавдии Туринском содержатся в сохранившихся фрагментах его «Апологии» и в предисловиях к его экзегетическим сочинениям, а также в свидетельствах современников: Дунгала (ум. около 828 г.), монаха Сен-Дени, ставшего главой школы в Павии, епископа города Орлеан Ионы (ум. в 843 г.) и Валафрида Страбона (ум. в 849 г.). Дата рождения Клавдия Туринского исследователям неизвестна. По свидетельству Ионы, он происходил из Испании; Дунгал называет его учеником Феликса Уржельского и «соседом» еретика Вигилянция, уроженца Калагура (ныне Сен-Мартори, департамент Верхная Гаронна, Франция), с которым полемизировал Иероним Стридонский по поводу культа святых. Иона также пишет, что «соседями» Клавдия Туринского были сарацины, но в данном случае, как полагают исследователи, речь идёт, скорее, не о географии, а об образе мыслей. На Пиренейский регион указывают и палеографические особенности рукописи, содержащей толкования на книгу Бытие с пометками, которые, по мнению исследователей, могут быть автографом Клавдия Туринского. Наконец, на связь Клавдия Туринского с Испанией может косвенно указывать использование им не только Вульгаты, но и перевода «Vetus latina». Тем не менее, ряд учёных считают, что противники Клавдия Туринского намеренно пытались сблизить его с испанскими еретиками, тогда как веских доказательств в пользу его испанского происхождения не существует. Если же он всё-таки происходил из Испании, то мог прибыть на земли франков вместе с Феликсом Уржельским около 799 г. Клавдий Туринский признавался, что в детстве не получил светского образования. Где он учился, исследователям неясно (по мнению исследователей, в монастырской школе), но противники постоянно обвиняли его в плохом знании латинской грамматики и даже указывали на конкретные ошибки. Изучение Священного Писания он начал под руководством Лионского архиепископа Лейдрада (798–814 гг.), основавшего в Лионе соборную школу и скрипторий. По мнению исследователей, Клавдий Туринский был среди 20 тыс. обратившихся от ереси адопцианства в результате миссии Лейдрада, Нимфридия (или Небридия), будущего архиепископа Нарбонского, и Бенедикта Аньянского, о чём сообщает Алкуин. При этом никаких признаков адопцианского учения в известных ныне исследователям сочинениях Клавдия Туринскогоне содержится. Исследователи предполагают, что именно в Лионе в 809 г. Клавдий Туринский начал работу над своим первым толкованием на книгу Бытие, завершённым к 811 г. В этот период Клавдий Туринский был рукоположён в сан пресвитера и стал приближённым Людовика Благочестивого, в то время короля Аквитании, который сделал его своим капелланом. Вслед за королём он отправился сначала в его дворец в Шаснёй (ныне Шаснёй-дю-Пуату, пригород Пуатье), затем в Эбрёй и, наконец, в 814 г., когда Людовик Благочестивый стал императором, в Ахен. По словам Ионы Орлеанского, Клавдий Туринский занимался толкованием Священного Писания в придворной школе (schola palatii). В этот период он написал толкования на Послание к Галатам, Евангелие от Матфея и Послания к Ефесянам и к Филиппийцам.

 



 
PR-CY.ru