КЛАВДИЙ ТУРИНСКИЙ - Страница 3

Дж.М. О'Брайен, сравнив «Libellus synodalis» и «Апологию» Клавдия Туринского с сочинением Агобарда Лионского «О картинах и образах», пришёл к выводу, что трактат Агобарда Лионского был использован при составлении обоих произведений, а не наоборот, как считалось раньше. По мнению Дж. М. О'Брайена, в Лионе ещё до Парижского совещания под влиянием августиновской традиции (в это время Лион стал основным центром её изучения) вновь начались споры об иконопочитании на Западе. В 827 г. против учения Клавдия Туринского выступили Дунгал и Иона Орлеанский. Однако Иона в связи со смертью Клавдия Туринского прервал составление трактата (только в 840 г. он вернулся к нему по просьбе короля Аквитании Карла Лысого). Последний раз как епископ Турина Клавдий Туринский упоминается в грамоте из аббатства святого Петра в Новалезе (Италия), датированной маем 827 г. На этом основании делают вывод, что он умер в 827 или 828 г. Однако следующий епископ Витгарий взошёл на Туринскую кафедру лишь в 832 г. Несмотря на критику, до самой смерти Клавдий Туринский не был ни лишён кафедры, ни подвергнут каким-либо прещениям. В течение IX в. ни Клавдий Туринский, ни его труды не были осуждены. Его произведения копировались и распространялись под его именем. Толкования Клавдия Туринского на Послания апостола Павла использовал Гаймон Осерский. На него ссылались Ангелом Люксёйский, Седулий Скот и др. Только в 1557 г. сочинения Клавдия Туринского как еретика-иконоборца были включены в «Индекс запрещённых книг». Из толкований Клавдия Туринского на Пятикнижие сохранилось толкование на Бытие в трёх книгах («Commentarii in Genesim»), законченное в 811 г. Оно составлено для Друктерамна, аббата монастыря св. Теофреда в Сен-Шафре (на территории современного Ле-Монастье-сюр-Газей, департамент Верхняя Луара). Исследователи отмечают, что в основе сочинения лежит краткая компиляция вестготского происхождения, обозначаемая по инципиту «Intexuimus», которая сохранилась в рукописи второй половины VII в. и ряде более поздних. Вестготская компиляция составлена на основе толкований Августина Блаженного на книгу «Бытие». К преимущественно буквальным толкованиям Августина Блаженного Клавдий Туринский добавил аллегорические из сочинений Исидора Севильского. Долгое время это толкование приписывалось Евхерию Лионскому (впервые такая атрибуция встречается в рукописи XII в.; та же ошибка допущена в первопечатном издании 1531 г.). Впервые новая атрибуция сочинения была предложена П. Бельетом, который предположил, что это то же самое сочинение, что и в парижской рукописи. Однако он рассматривал вестготское толкование не как источник, а как первую редакцию сочинения Клавдия Туринского, что привело к путанице в научной литературе. Толкование на книгу «Исход» в пяти книгах, написанное Клавдием Туринским в 821 г. для аббата Теодемира, полностью утеряно. Толкование на книгу «Левит», также составленное для Теодемира в 823 г., сохранилось в единственной рукописи начала IX в., из которой изданы только предисловие и окончание. Толкование на книгу «Числа» (825 г.) тоже утеряно, а толкование на книгу «Второзаконие» Клавдий Туринский, как полагают исследователи, не успел написать или решил, что прокомментировал достаточно мест из этой книги в толкованиях на книги «Исход» и «Левит». Толкование на «Книгу Иисуса Навина», которое исследователи обычно датируют 825 или 826 г. (но П. Бульоль передатировал 827 г.) сохранилось в единственной рукописи. Соответственно толкование на «Книгу Судей» П. Бульоль также отнёс к более позднему времени – 827–828 гг.

 



 
PR-CY.ru