КЛАВДИЙ ТУРИНСКИЙ - Страница 4

Исследователи полагают, что это сочинение было опубликовано уже после смерти Клавдия Туринского (из него издано только предисловие). «30 вопросов на книги Царств» написаны Клавдием Туринским в конце 823 или в 824 г. для аббата Теодемира (это толкование также приписывалось Евхерию Лионскому). В дополнение к нему Клавдий Туринский составил небольшое аллегорическое толкование на «Книгу Руфь» (824 г.). Из новозаветных толкований Клавдия Туринского самым обширным исследователи считают толкование (катены) на Евангелие от Матфея, составленное для Иуста, аббата Шарру. Исследователи датируют его 815 или 817 г. (сочинение издано лишь частично; отдельно издано предисловие). Клавдий Туринский составил также толкования на несколько Посланий апостола Павла (некоторые из этих толкований частично изданы). Также отдельно издано предисловие к толкованию на Послание к Римлянам, написанному между 816 и 820 гг. Толкования на первое и второе Послания к Коринфянам составлены в 820 или 821 г. по заказу аббата Теодемира (за два года до толкования на книги Царств); из них также отдельно издано лишь предисловие. Толкование на Послание к Галатам Клавдий Туринский написал в 816 г. или даже раньше (в то время, когда Людовик Благочестивый ещё не был императором) для аббата Друктерамна (оно было издано под именем Клавдия Осерского). Толкования на Послания к Ефесянам и к Филиппийцам составлены в конце 816 или в 817 г. для Людовика Благочестивого (из них изданы только предисловия). Ряд толкований Клавдия Туринского изданы среди сочинений Аттона Верчелльского: на Послания к Колоссянам (821–822 гг.), на Послание к Титу (822 г.), на Послание к Филимону (822 г.; издано дважды), на Послание к Евреям (между 816 и 820 гг.). В настоящее время готовится новое полное издание толкований Клавдия Туринского на Послания апостола Павла. К толкованию на Послание к Евреям примыкает «Молитва Клавдия». Клавдию Туринскому также принадлежит краткая хроника (точнее, computus) «О шести возрастах мира» («De sex aetatibus mundi»). Она составлена в Ахене для некоего пресвитера Адона в 814 г. Основными источниками для Клавдия Туринского послужили следующие сочинения: «О порядке времён» и «Толкование на Евангелие от Луки» Беды Достопочтенного, «О граде Божием» и «Вопросы на книгу Исход» Августина Блаженного, «Еврейские вопросы на книгу Бытие» Иеронима Стридонского, «Толкование на псалмы» Арнобия Младшего и «Хроника» святого Исидора Севильского. Рукописная традиция представлена небольшим числом рукописей, причём текст в ряде случаев интерполирован. Первой была обнаружена парижская рукопись конца IX в. (с восточнофранкских земель; частично издана). Выписки из сочинений Клавдия Туринского исследователи встречают в составе рукописи первой половины X в. (из Северной Италии; скопирована, судя по пометам, с оригинала, переписанного на франкских землях между 837 и 854 гг.). Полностью трактат сохранился в рукописи после 1026 г. (испанского происхождения; не издана). Недавно был обнаружен ещё один фрагмент в парижской рукописи второй четверти IX в. (Орлеан). В настоящее время также готовится новое полное издание хроники. А. Борст предположил, что главной целью хроники Клавдия Туринского было утвердить новую, вычисленную им дату крестной смерти – 23 марта 31 г., которая входила в противоречие со всей предшествующей компутистской традицией. Однако гипотеза А. Борста подверглась критике, поскольку у Клавдия Туринского речь идёт, скорее, о дате Воскресения, а не о дате крестной смерти. Кроме того, год крестной смерти, по Клавдию Туринскому, А. Борст заимствовал из интерполированной рукописи.

 



 
PR-CY.ru