КЛАВДИЙ ТУРИНСКИЙ - Страница 2

В 816 г. Людовик Благочестивый поставил Клавдия Туринского епископом Турина (намёк на это содержится в предисловии к толкованию на Послания к Ефесянам и к Филиппийцам; сторонники более поздней датировки (817 г.) полагают, что его наречение во епископа произошло после подавления мятежа короля Италии Бернарда, племянника Людовика Благочестивого, когда императору было важно увеличить число своих сторонников в Италии). В 821 и 827 гг. по приказу Людовика Благочестивого и Лотаря I Клавдий Туринский организовал в своём диоцезе оборону от арабов, которые время от времени совершали набеги на эти территории. Активно занимаясь обустройством приходов в своём диоцезе (его успехи в этом деле признавали и противники), Клавдий Туринский, тем не менее, продолжал преподавать в придворной школе в Ахене (т.е. был вынужден постоянно пребывать в разъездах). По заказу императора он взялся за составление толкований на Пятикнижие. Вторым основным заказчиком выступил Теодемир, аббат монастыря Псальмоди в Нимском диоцезе. В Капитулярии, изданном Лотарем I в мае 825 г., епископу Турина было дополнительно поручено заниматься богословским образованием учеников из Вентимильи, Альбенги, Вадо и Альбы. Таким образом, Клавдий Туринский пользовался доверием со стороны императора, несмотря на то что развернул в своём диоцезе активную борьбу с почитанием священных образов, которые он называл «идолами», считал достойными анафемы и уничтожал собственноручно. Против деятельности Клавдия Туринского выступил папа Пасхалий I (817–824 гг.). Однако ни император, ни придворные каролингские епископы не спешили осуждать Клавдия Туринского. Исследователи полагают, что независимая позиция Клавдия Туринского на севере Италии была важна для Людовика Благочестивого в качестве противовеса позиции Римских пап, поддерживавших византийских иконопочитателей. На фоне иконоборчества Клавдия Туринского официальная позиция каролингских императоров, которая нашла  выражение в «Libri Carolini», выглядела более умеренной и компромиссной. Однако вскоре положение стало меняться. 10 апреля 824 г. византийский император Михаил II Травл и его сын Феофил отправили Людовику Благочестивому послание против почитания икон (сохранилось в единственной рукописи IX в.). После переговоров Людовик Благочестивый согласился стать посредником между византийскими посланниками и папой Евгением II. При этом на Парижском совещании (conventum) епископов в 825 г. было решено придерживаться среднего пути, не склоняясь ни к иконоборчеству, ни к иконопочитанию. Был издан сборник святоотеческих цитат, относящихся к учению об образах («Libellus synodalis»), на который впоследствии опирались все каролингские богословы, и сокращённый вариант которого Людовик Благочестивый собирался отправить папе Римскому. Клавдий Туринский в этом совещании участия не принимал (исследователи полагают, что не был приглашён на него; Дунгал сообщает, что он отказался, назвав совещание «собранием ослов»). Исследователи полагают, что уже после Парижского совещания аббат Теодемир, которого Клавдий Туринский считал своим другом и союзником, выписал спорные места из его сочинений и отправил ему с просьбой дать разъяснения. Ответом на это послание стала «Апология» Клавдия Туринского, внимательно изученная Людовиком Благочестивым и его советниками и признанная еретическим сочинением. Из неё сохранились лишь выписки, сделанные по повелению Людовика Благочестивого. Только эти выписки были доступны тем, кто впоследствии писали трактаты против Клавдия Туринского.

 



 
PR-CY.ru