КУПОЛ - Страница 9

На рисунке Абрахама ван Вестерфельда 1651 г. главы имеют гранёную шлемовидную форму, а центральная глава увенчана малой главкой на глухой шейке, наподобие фонарика в тамбурных куполах эпохи Ренессанса. На рубеже XVII и XVIII вв. были сделаны грушевидные главы («бани»), исказившие облик храма. В это же время появились и новые световые купола над галереями. Ныне Софийский собор имеет 19 куполов (включая лестничные башни и купола галерей). В тот же период, что и собор Святой Софии в Киеве, был построен княжеский Спасский собор в Чернигове (около 1036 г.) с пятью куполами над наосом и одним – над лестничной башней. В Великом Новгороде был воздвигнут Софийский собор (1045–1052 гг., заказ великого князя Владимира Ярославича), архитектура которого упрощённо повторяет киевский образец, однако крестово-купольный пятинефный наос с хорами и галереями завершён пятью куполами, шестой, необычайно широкий купол возвышается над лестничной башней. Первоначальное посводное покрытие куполов было позднее заменено луковичными главами, которые при реставрации XX в. уступили место шлемовидным. В архитектуре русских удельных княжеств XII в. многоглавые храмы уже не столь распространены (княжеский Николо-Дворищенский собор в Великом Новгороде, строительство начато в 1113 г., имел пять куполов, реконструированы в XX в.; три купола новгородского Георгиевского собора Юрьева монастыря, 1119–1130 гг., расположены несимметрично: большой – над центральной ячейкой, два малых – над хорами и лестничной башней; собор святого Иоанна Предтечи Иоанновского монастыря в Пскове, около 1140 г., увенчан тремя куполами: один – над центральной ячейкой и два (симметрично) – к западу над наосом). Гораздо чаще строили одноглавые храмы (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073 г., не сохранился; Борисоглебский собор в Чернигове, 1120–1123 гг.; церковь апостолов Петра и Павла в Смоленске, середина XII в.; Успенский собор во Владимире-Волынском, 1156–1160 гг.; церковь великомученика Георгия в Старой Ладоге, середина XII в.; церковь архангела Михаила (Свирская) в Смоленске, 1191–1194 гг., с динамичной пирамидальной композицией). Храмы Владимиро-Суздальского княжества, строившиеся по заказу князя Андрея Боголюбского и его брата князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо мастерами, присланными императором Фридрихом Барбароссой, соединили в себе композицию византийских крестово-купольных храмов со стилистикой европейской романики. Исследователи считают выразительными стройные объёмы одноглавых церквей Покрова на Нерли (около 1166 г.) и Димитриевского собора во Владимире (1194–1197 гг.). Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире (1158–1160 гг.) первоначально был увенчан одним куполом со шлемовидной главой. В конце XII в. шестистолпный собор обстроили галереями, для освещения которых поставили четыре малых купола. Западная пара куполов крупнее двух восточных. Барабаны глав декорированы изящной романской аркатурой на колонках, дополненной поребриком, городками и фестонами кокошников. Сложившееся случайно пятиглавие Успенского собора во Владимире в силу исторических причин стало считаться каноническим для русского православия и повлияло на формирование традиционного для России типа соборного пятиглавого храма.

 



 
PR-CY.ru