КУПОЛ - Страница 7

Вокруг центрального подкупольного пространства идёт двухъярусный круговой обход. Монастырские храмы в Дафни (1080 г.) и Неа-Мони на острове Хиос (1042–1056 гг.) в упрощённом виде повторяют основную идею храма-монастыря Осиос Лукас. В архитектуре византийского мира купол стал неотъемлемой частью церковного здания, своего рода символом самой церкви, осеняя средокрестье, где располагался амвон. Однако вплоть до Нового времени размер купола  в архитектуре христианского Востока оставался не слишком большим. На Кавказе строили сложные центрические купольные храмы нередко с многолепестковыми планами и с куполами, имевшими характерное коническое завершение (грандиозный ярусный храм Звартноц в Армении, 641–666 гг., с планом в форме тетраконха из колонных экседр, вписанного в ротонду, сохранились руины; тетраконхи с угловыми нишами: Аванский собор близ Еревана, собор Джвари в Мцхете, оба – рубеж VI и VII вв.; октоконховый храм Зоравар в Армении, VII в., сохранились руины; шестиконховые храмы Гогюба и Таоскари в Грузии, X–XI вв., и др.). Переход от подпружных арок к куполу в подавляющем большинстве закавказских памятников совершается посредством тромпов, иногда расположенных в несколько ярусов вперебежку. На Пелопоннесе, Балканах и особенно в Древней Руси получили распространение трёх-, пяти- и многокупольные храмы. В Греции они были весьма разнообразны (трёхкупольная церковь Панагии Халкеон в Фессалонике, 1028 г., с двумя куполами над нартексом; пятикупольная церковь святого Андрея в Перистере, 870–901 гг., с малыми куполами по странам света). В средневизантийский период сложился устойчивый тип пятикупольных храмов с малыми куполами по углам (церковь Панагия Космосотира в Феррах, около 1150 г.; церковь монастыря великомученика Пантелеимона в Нерези, Македония, 1164 г.; церковь Паригоритиссы в Арте, Греция, 1282–1289 гг.; церковь святых Апостолов в Фессалонике, 1310–1314 гг.). В Сербии группа пятикупольных храмов представлена памятниками так называемой моравской школы (церковь Благовещения в Грачанице, около 1315 г.; церковь Вознесения в Раванице, 1375–1377 гг.; церковь Святой Троицы в Ресаве, 1406–1418 гг.). Малые купола, расположенные по углам центрального, могли освещать круговой обход (Фессалоника) либо располагаться над углами наоса (Нерези). Происхождение пятикупольных храмов с малыми куполами по углам объёма исследователям не совсем ясно. Исследователи полагают, что они восходят к крестообразной многокупольной церкви Неа-Экклесия в Константинополе (867–886 гг., разрушена в 1204 г.). Судя по реконструкции А. Миго (подвергнутой в последнее время сомнению), пятикупольной была северная церковь Пресвятой Богородицы монастыря Константина Липса в Константинополе. Один из ранних пятикупольных храмов в Западной Европе находится в Стило (Калабрия, Италия), датируется приблизительно X–XI вв. Существует мнение (Армен Юрьевич Казарян) о распространении храмов с пятью куполами с востока – из Армении (церковь святых Апостолов в Ани, 1005 г., сохранились руины). Наиболее ранние пятикупольные храмы – Мартирий пророков, апостолов и мучеников в Герасе, Иордания (464–465 гг.; не сохранился), и собор в Аване, Армения (591–602 гг., сохранились руины), – имеют дискуссионную реконструкцию малых куполов.

 



 
PR-CY.ru