КУПОЛ - Страница 8

Каменные купола в Древней Руси обычно строили на высоких световых барабанах и покрывали внешними купольными кровлями (металлическими на деревянном каркасе, деревянными, крытыми чешуйчатым лемехом, или черепичными); таким образом, русские купола фактически являются двухслойными. Внешнее купольное покрытие в России называют главой, барабан – шеей. Иногда главой называют всё венчание храма целиком, что, по сути, исследователи считают неверным. Главкой называют маленький внешний купол над небольшим глухим барабаном (не открытым в интерьер храма). Главы храмов в X–XII вв. обычно повторяли форму внутреннего купола, т.е. применялось посводное покрытие из свинца или черепицы. В XII–XVII вв. получили распространение шлемовидные и луковичные главы. Из-за недолговечности материала русских глав не сохранилось датированных образцов раньше XVII в. Истоки и время появления луковичных глав исследователи не прояснели до конца. Наиболее взвешенным исследователям представляется мнение Алексея Петровича Новицкого об эволюции полусферического купола в шлемовидный и затем в луковичный. У исследователей нет оснований говорить о широком распространении луковичной формы глав раньше XVI в., однако они считают вероятным сосуществование шлемовидной и луковичной форм с XIII в. По мнению исследователей, для древнерусских храмов характерно большое количество куполов – так называемое многоглавие, но сами купола невелики, что лежит в русле средневизантийской традиции. Происхождение многокупольных храмов для исследователей загадочно, но исследователи считают, что это не является чисто русским феноменом (см., например, церковь Неа-Экклесия в Константинополе). Первый на Руси каменный храм (церковь Богородицы, или Десятинная, в Киеве, 989–996 гг., построена мастерами «из грек», разрушена в XIII в.) имел 25 глав. Монументальный Софийский собор в Киеве (около 1037 г., построен артелью византийских мастеров при великом князе Ярославе Мудром) имеет в основе 13 куполов. Это – крестово-купольный пятинефный храм с трёхсторонним обходом хоров в наосе и двумя рядами галерей, окружающих наос с трёх сторон. Наос освещён пятью куполами на высоких световых барабанах (центральный барабан выше остальных) и восемью – на более низких. Боковые алтари освещают две пары восточных куполов, второй ярус хоров – четыре пары западных. Над центральной ячейкой возвышается 12-гранный барабан главного купола (диаметр около 8 м). Он опирается на подпружные арки и паруса на крещатых столбах. Остальные купола (диаметр около 4 м) водружены на восьмигранных барабанах. Ещё два световых купола устроены над двумя асимметрично расположенными с запада лестничными башнями; таким образом, в общей сложности 15 куполов завершали пирамидальную объёмную композицию древнего собора. А.И. Комеч объясняет использование большого числа куполов необходимостью осветить пространство хоров; немаловажную роль играла и «престижность» купола – как символа архитектурных достижений Византии. Первоначальные главы не сохранились, и по реконструкциям Николая Иосифовича Кресального собор имел посводное свинцовое покрытие, повторяющее яйцевидную форму купола, с выраженными архивольтами окон.

 



 
PR-CY.ru