КУПОЛ - Страница 2

Такая кладка перераспределяла распор конструкции. Уникальным исследователи называют купол из цельного каменного монолита, венчающий мавзолей Теодориха в Равенне (526 г.). Снаружи плоского тёсаного купола сделаны каменные петли для крепления верёвок, с помощью которых глыба была установлена на место. Византийцы применяли кладку из выложенных радиально пустотелых черепиц (собор Святой Софии в Константинополе, 532–537 гг., архитекторы Исидор из Милета, Амфимий из Тралл) или керамических трубок (горшков), вставленных друг в друга и расположенных в форме спирали (церковь Сан-Витале в Равенне, начата в 525 (?) или 546–548 гг.). Крупнейшим после купола собора Святой Софии стал купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (1296–1467 гг., купол – 1420–1436 гг., архитектор Филиппо Брунеллески). Беспрецедентный по размерам (диаметр 42 м, высота от пола до основания купола 53 м, высота от пола до фонаря 88 м, общая высота 107 м) и сложности строительства (без кружал, с использованием лесов, опиравшихся на кладку), купол имеет двойную оболочку и увенчан световым фонарём. Здесь были заложены основы купола так называемого тамбурного типа – со световым барабаном и с фонариком в завершении. С наибольшей полнотой этот тип воплотился в соборе святого Петра в Ватикане (1506–1626 гг., купол – 1588–1590 гг., архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по модели Микеланджело Буонаротти). Купол собора святого Петра (пролёт 42,5 м, общая высота 136,5 м, высота от пола до фонаря 105 м, двойная оболочка) – самый большой в мире каменный купол, однако в конструктивном отношении он уступает куполу флорентийского собора. Символика купола является одной из основных архетипических форм в мировой архитектуре. В этимологии слова «купол» прослеживается связь с сосудом (ср. лат. «cupa») – указание на тему священной чаши, а также с домом (ср. лат. «domus») как с местом обитания, убежищем, что может трактоваться и в сакральном смысле. Купол восходит к древнейшим временам: округлая форма характерна для первобытного жилища (юрта, иналу) наравне с формой конусовидного шатра (вигвам). Купольные покрытия были у глиняных жилищ древней Месопотамии (рельеф из Куюнджика или так называемая Ниневийская таблетка, XVIII в. до н.э.). С древности купол был связан с культом мёртвых. Купольную форму имели гробницы. В то же время купол ассоциировался с небесным сводом (декорация ложного купола в гробнице Атрея в Микенах с розетками в виде звёзд, парусный купол в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне (425 г.) с мозаикой в виде звёздного неба). По мнению Э.Б. Смита, форма купола также часто символизировала абсолютную власть правителя, особенно в Римской империи (купол октагона в Золотом доме («Domus Aurea») императора Нерона в Риме, 64–68 гг. н.э., украшенный изображением неба и созвездий зодиака) и Персидской империи Сасанидов (дворец Ардашира I в Фирузабаде, около 224 г.; дворец в Сервестане, Иран, V в. н.э., – оба с яйцевидными куполами на тромпах). Аналогия купола с царским балдахином или шатром соединялась с идеей центричности, стягивания пространства к куполу в сложных архитектурных сооружениях и отражала идею централизации власти.

 



 
PR-CY.ru