КУПОЛ - Страница 18

Грандиозный однокупольный Троицкий собор в Симбирске (ныне Ульяновск; проект 1823–1824 гг., архитектор Михаил Петрович Коринфский; не сохранился) в виде крупной ротонды с четырьмя коринфскими портиками по сторонам под тамбурным куполом развивал один из проектов А.Н. Воронихина для храма Христа Спасителя. Исследователи находят необычным соединение форм неоготики и русского стиля в соборе святого Александра Невского в Вятке (ныне Киров; 1839–1864 гг., архитектор А.Л. Витберг; не сохранился) в виде ротонды, увенчанной крупным шлемовидным куполом на световом барабане, с четырьмя колокольнями под луковичными главками. Русский стиль в строительстве храмов пошёл по пути точного копирования форм XVI–XVII вв. с небольшими луковичными главами или шатрами. Наиболее яркий образец этого стиля – Воскресенский собор на месте убийства императора Александра II в Санкт-Петербурге (Воскресенская (Спас на Крови) церковь, 1883–1907 гг.; архитектор Альфред Александрович Парланд), представляющий собой вольную «рапсодию» на тему храма Покрова Богородицы на Рву в Москве. По мнению исследователей, рациональная композиция девятиглавого храма иная, чем у московского прототипа: в основе компактный четырёхстолпный пятиглавый объём. Лишь его завершение перефразирует тему храма Покрова на Рву: по углам четыре фигурные полихромные луковичные главы на световых барабанах окружают центральный шатер (общая высота 81 м) на световом восьмерике, увенчанный маленькой главкой. С запада примыкает колокольня с массивной золотой главой, осеняя место гибели императора. Ещё три маленькие золотые главки расположены с востока. Островерхий силуэт храма и постановка его в створе канала Грибоедова оживляют застройку Санкт-Петербурга. Кульминацией византийского стиля и темы купола в русской архитектуре стал Никольский Морской собор в Кронштадте (1903–1913 гг., архитектор Василий Антонович Косяков), построенный тщанием святого Иоанна Кронштадтского. Храм в уменьшенном масштабе копирует Святую Софию Константинопольскую: за основу взяты центрично-осевой план и система из двух полукуполов с экседрами, поддерживающих главный купол. По мнению исследователей, архитектор весьма вольно соединил византийские мотивы с декором в духе владимиро-суздальской «романики». Полусферический купол на сравнительно невысоком световом барабане с 32 окнами – самый крупный среди храмовых построек в России (пролёт 24 м, высота подкупольного пространства 48 м, общая высота с крестом около 70 м) – имеет двойную оболочку, так же как и полукупола: внутренний бетонный свод и наружное покрытие на металлических конструкциях. Внешний серебристый купол из лужёного железа (в начале XXI в. заменён титановым сплавом) украшен позолоченными орнаментами в виде якорей. На западном фасаде две парные колокольни завершены малыми куполами. С севера и юга – ещё четыре малых купола на барабанах. Кронштадтский собор является доминантой акватории Финского залива и служит своеобразным маяком. Этот монументальный храм, обращённый к истокам архитектуры Византии, стал своеобразным итогом православной архитектуры в Российской империи.



 
PR-CY.ru