КУПОЛ - Страница 16

В провинции появились необычные архитектурные решения. Барочный Богоявленский собор в Костроме (1776–1791 гг., архитектор Степан Андреевич Воротилов; не сохранился) завершался крупным тамбурным куполом, увенчанным маковицей. В ротонде барабана, не освещавшего интерьер собора, была устроена библиотека, в которую попадали с крыши храма. Лишь в эпоху классицизма в России подошли вплотную к постройке больших куполов по типу собора святого Петра в Ватикане. Первым был новый Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге (1774–1790 гг.; архитектор Иван Егорович Старов; пролёт купола 17 м). Но до конца века преобладали камерные купольные постройки. Широкое распространение получил тип купольных ротонд, особенно популярный в творчестве Матвея Фёдоровича Казакова (церковь святителя Филиппа, митрополита Московского, 1777–1778 гг., и др.). Николай Александрович Львов проектировал храмы-ротонды в духе античных толосов (церковь Святой Троицы («Кулич и Пасха») в селе Александровском (ныне Санкт-Петербург), 1787 г.; церковь святой Екатерины на Валдае Новгородской области, 1793 г., строил архитектор И.Е. Дмитриев; церковь Воскресения в усадьбе архитектора Николая Александровича Львова Никольское-Черенчицы Торжокского района Тверской области, 1789 г.). Необычной исследователи находят ротонду с двойным куполом в церкви Вознесения в деревне Бельское Устье Порховского района Псковской области (1796 г.), где пологий каменный внутренний купол на восьми столбах скрыт за высоким внешним деревянным куполом с четырьмя тесно прижатыми к нему малыми куполами, наподобие собора Смольного монастыря. В конце XVIII в. получили распространение храмы с двойными низкими куполами. Для ряда храмов сознательно был выбран в качестве образца собор Святой Софии в Константинополе, что было обусловлено идеями «греческого проекта» императрицы Екатерины II. В Вознесенском (Софийском) соборе в Царском Селе (1782–1787 гг.; архитекторы Чарльз Камерон и Иван Егорович Старов) соединили двойной низкий купол с пятиглавием. Такой же двойной купол был в соборе святого Иосифа в Могилёве (1780–1784 гг.; архитектор Н.А. Львов; не сохранился). Копия этого собора – церковь святых Петра и Павла в деревне Переслегино Торжокского района Тверской области (1790 гг.). Другие постройки были ориентированы на образ Пантеона с куполом и колонным портиком (церковь в Голицынской больнице в Москве, 1796–1801 гг.; архитектор М.Ф. Казаков; с двойным полусферическим куполом над колонной ротондой). Тему ротонды с полусферическим куполом, увенчанным шаровидной или вазообразной главкой, развил в эпоху ампира Оси Иванович Бове (церковь в первой Градской больнице; 1828–1832 гг.; церковь Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке в Москве, ротонда – 1832–1836 гг.). На рубеже XVIII и XIX вв. вновь вернулись к строительству храмов по типу собора святого Петра в Ватикане. По заказу императора Павла I был сооружён собор Казанской иконы Божьей Матери в Санкт-Петербурге (1800–1811 гг.; архитектор Андрей Никифорович Воронихин), облик которого интерпретирует образ собора святого Петра, где крупный тамбурный купол соединён с полуциркульной колоннадой.

 



 
PR-CY.ru