КУПОЛ - Страница 14

Крестовоздвиженский собор в Полтаве (1699–1709 гг.) представляет собой семиглавый вариант того же типа с пятиглавием по странам света в восточной части и двумя главами на западе. В основе грушевидных глав (или «бань»), чередующих широкие «пучины» и узкие «заломы», лежит образ тамбурного купола с фонариком типа собора святого Петра в Ватикане. Эта форма пришла на Украину через Польшу и Южную Германию, где были распространены сложные формы купольных кровель. Развившийся на рубеже XVII и XVIII вв. в Москве нарышкинский стиль соединил украинское, немецкое и польское влияния с традициями московской архитектуры и породил множество новых форм, что отразилось и на устройстве куполов и глав. Основной конструктивной формой стал световой восьмерик, подменивший собой цилиндрический барабан. Восьмерик на четверике мог завершаться сомкнутым сводом, на котором ставились ещё один или несколько меньших восьмериков один над другим и главка – так получалась ярусная композиция (церковь святого царевича Иоасафа в Измайлове, 1678 г., «трёхбанная» надстройка 1687–1688 гг., не сохранилась; церковь Святой Троицы в Троице-Лыкове, 1698–1703 гг., с ярусом звона над световым восьмериком). Распространились центрические храмы с четырёхлепестковым планом и украинским пятиглавием по странам света (Новый собор Донского монастыря, 1684–1698 гг., с традиционными московскими луковичными главами на круглых световых барабанах; церковь Покрова в Филях, 1690–1693 гг., с ярусной композицией «восьмерик на четверике» под звоном, пониженными экседрами и гранёными луковичными главками на глухих восьмериках). В то же время традиционное московское пятиглавие трактовалось по-новому (надвратная церковь Преображения Новодевичьего монастыря, 1687–1688 гг., завершённая украинизирующими «банями»; церковь Николы «Большой Крест» на Ильинке, конец XVII в., не сохранилась, с рельефными звёздами на луковичных главках). Так называемые строгановские храмы сочетали пятиглавие «по-украински» (церковь Рождества в Нижнем Новгороде, около 1700 г.) или «по-московски» (собор Введенского монастыря в Сольвычегодске, 1689–1693 гг.) с новаторскими конструкциями бесстолпных четвериков. Существовали экзотические варианты завершений: например, в церкви Успения на Покровке (1695–1706 гг., не сохранилась) световой восьмерик на четверике был увенчан меньшим восьмериком с грушевидной главой, а по углам располагались четыре малые главки на глухих шеях; при этом с востока и запада композицию усложняли два световых восьмерика с главками на гранёных шеях. По мнению исследователей, Знаменская церковь в Дубровицах Московской области (1690–1704 гг.), единственная среди русских храмов, отличается своей устремлённой ввысь центрической композицией, 12-лепестковым планом и центральным столбом, увенчанным ажурной золочёной короной. К необычным архитектурным гибридам исследователи относят восьмерик на четверике с «ложным пятиглавием» (Троицкий собор в Верхотурье Свердловской области, 1703–1709 гг.). Деревянная архитектура рубежа XVII и XVIII вв. также породила множество причудливых композиций. Шедевром зодчества Русского Севера исследователи называют комплекс храмов погоста Кижи на Онежском озере. Летняя церковь Преображения (1714 г.) увенчана 22 луковичными главками на изящных глухих шейках, водружённых на бочковидные кровли. Двадцать одна главка расположены ступенчато, образуя в плане крест, двадцать вторая главка осеняет алтарь.

 



 
PR-CY.ru