КУПОЛ - Страница 12

В качестве прототипа собора Андрей Леонидович Баталов приводит проект храма Себастьяно Серлио. Другой возможный прототип – романо-готическая пятибашенная церковь Девы Марии в Калуннборге, Дания (около 1200 г.). Собор Покрова Богородицы на Рву оказал влияние на сложение типа многообъёмных храмов (пятишатровый собор святых Бориса и Глеба в Старице, не сохранился; храм святого Иоанна Предтечи в Дьякове, оба – вторая половина XVI в.; пятиглавый Преображенский собор Соловецкого монастыря (1558–1566 гг.), где изначально над средокрестьем возвышался высокий шатёр; при реставрации XX в. были воссозданы типичные для сельской России деревянные главы, покрытые чешуйчатым лемехом). В так называемой годуновской архитектуре получили распространение луковичные главы (надстроенная верхним ярусом кремлёвская колокольня Иван Великий с церковью преподобного Иоанна Лествичника была увенчана крупной золочёной луковичной главой). Однако храмы в усадьбах Бориса Годунова завершались шлемовидными главами на изящных барабанах, нередко водружённых на горку кокошников (церковь Святой Троицы в Хорошёве, Москва, 1596–1598 гг.; церковь Преображения в Больших Вязёмах Одинцовского района Московской области, около 1590 г., центральная глава была увенчана короной). В XVII в. доминирующим явлением купольной архитектуры было строительство больших шестистолпных пятиглавых соборов с крупными луковичными главами (Преображенский собор Новоспасского монастыря в Москве, 1645–1649 гг.; Иверский собор Валдайского монастыря, 1653–1656 гг., и др.). Исследователи находят оригинальным четырёхстолпный Покровский собор в Измайлове, Москва (1671–1679 гг.), с рациональной центрической композицией и богатым изразцовым декором. В конце века пятиглавые соборы приобрели черты нового, нарышкинского стиля (Успенский собор Иосифова Волоколамского монастыря, 1688–1696 гг., с изразцовыми деталями и гранёными барабанами глав; Успенский собор в Рязани, 1693–1699 гг., с центральной золотой главой и угловыми синими со звёздами). В то же время нарастала декоративность архитектуры: традиционное пятиглавие или многоглавие могло являться внешним атрибутом, не отвечавшим конструкции храма. Характерным исследователи называют Верхоспасский собор при Теремном дворце Московского Кремля («Спас за золотой решёткой», 1635–1636 гг., архитекторы Бажен Огурцов и др., 1679–1680 гг., главы – 1682 г., архитектор Осип Дмитриевич Старцев), увенчанный 11 золочёными главками на глухих барабанах, живописно расставленными в шахматном порядке. В середине XVII в. получило распространение «ложное пятиглавие», когда бесстолпный четверик храма под сомкнутым сводом завершён горкой кокошников и пятью глухими барабанами (иногда центральный световой) с луковичными главками (церковь Святой Троицы в Никитниках, 1631–1634 гг. или середина XVII в. (?), с пятиглавым четвериком и одноглавыми приделами; церковь святителя Николая на Берсеневке, 1656–1657 гг.; церковь Благовещения в Тайнинском (ныне Мытищи Московской области), 1675–1677; церковь Тихвинской иконы Божьей Матери в Алексеевском, ныне Москва, освящена в 1680 г.; два последние – заказ царя Алексея Михайловича).

 



 
PR-CY.ru