КУПОЛ - Страница 17

Купол Казанского собора (пролёт 17,5 м, общая высота с крестом 71,5 м) состоит из трёх оболочек, наподобие купола Дома инвалидов в Париже (внутренний и средний купола каменные, внешний – на деревянном каркасе, обшит листами жести и выкрашен в зелёный цвет). Тамбур с 16 прямоугольными окнами завершён внутренним полуциркульным куполом с окулусом, открывающим средний купол, который освещён 16 круглыми люкарнами в основании. Внешний яйцевидный купол увенчан фигурным фальшфонарём, с яблоком и крестом. По мнению исследователей, с наибольшей полнотой образ тамбурного купола, городской доминанты, представлен в соборе святого Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге. Существующий (четвёртый) собор построен на месте более раннего архитектором Огюстом Монферраном в 1818–1858 гг. Храм с центрично-осевым планом соединил идею тамбурного купола с пятиглавием: по углам главного купола устроены четыре павильона-колокольни. Купол (высота с крестом 101 м) возводился на высоте 30 м (нижнее кольцо тамбура) с помощью кружал. Конструкция купола из трёх оболочек была взята из собора святого Павла в Лондоне: внутренний купол (диаметр 22 м) с окулусом, средний усечённый конус, несущий открытый в интерьер фонарь, открыт в интерьер, и внешний лёгкий купол (диаметр около 25 м). Каркас нижнего купола и среднего конуса чугунный, с заполнением из керамических горшков; внешний купол из листовой меди на тонких чугунных рёбрах покрыт снаружи позолотой. Купол Исаакиевского собора – один из крупнейших золочёных куполов в мире и самый высокий в России. В Москве по велению императора Александра I в память погибших в Отечественной войне 1812 г. русских воинов построили храм Христа Спасителя. Многочисленные проекты конкурса (архитекторы Андрей Никифорович Воронихин, Джакомо Антонио Кваренги, Василий Петрович Стасов, Александр Лаврентьевич Витберг и др.) развивали тему грандиозного центрического собора с монументальной купольной ротондой в завершении. В результате собор был построен (1838–1880 гг.) по проекту 1832 г. архитектора Константина Андреевича Тона, утверждённому императором Николаем I в специально придуманном «русско-византийском» стиле. Собор был снесён в 1931 г. и вольно воссоздан в 1990 гг. Идеально центрическая композиция с крестообразным планом и пятиглавием является парафразом Исаакиевского собора. По центру возвышается мощный купол (пролёт 23,5 м, высота с крестом 91,5 м; был в то время самым широким в России, ныне второй) на световом барабане и с гигантской золочёной луковичной главой на металлическом каркасе. На углах устроены четыре колокольни под малыми луковичными главами. Крупный силуэт с грандиозным куполом безусловно господствует в панораме Москвы-реки, однако массивные формы собора мало гармонируют с древними храмами Москвы. Храм Христа Спасителя стал объектом для подражания по всей России ещё до окончания строительства (Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка, 1837–1842 гг., не сохранился; Троицкий собор в Томске, 1842–1900 гг., не сохранился, и др.). В XIX в. в провинции также продолжали строить купольные соборы в стиле позднего классицизма (пятиглавые: Троицкий собор в Моршанске, 1830–1857 гг., копирующий Преображенский собор В.П. Стасова в Санкт-Петербурге; Преображенский собор в Рыбинске, 1838–1845 гг., архитектор Авраам Иванович Мельников).

 



 
PR-CY.ru