КУПОЛ - Страница 11

По мнению исследователей, ярче всего воплотил образ многоглавого многопрестольного храма собор Покрова Богородицы, что на Рву (1555–1561 гг., архитекторы Барма и Постник Яковлев), известный больше как храм Василия Блаженного. Храм-памятник победам русских войск над Казанским и Астраханским ханствами возник на месте древней церкви Святой Троицы. Во время боевых действий вокруг этого храма возвели семь деревянных храмов, каждый из которых отмечал день очередной победы. После окончания войны решено было построить большой каменный центрический собор с планом в форме квадрифолия, составленный из девяти башнеобразных столбов. Центральный столб под высоким шатром с золочёной маковкой вверху (общая высота 65 м, внутреннее пространство 46 м, пролёт 8 м) окружён восемью церквами: по углам – четверики с мощными луковичными главами на цилиндрических барабанах, а по странам света – более высокие восьмигранные башни, также с крупными луковичными главами. Железные полихромные главы восьми придельных церквей имеют причудливые разнообразные формы со спиральными полосами, «городчатыми» фризами или «брильянтовыми» гранями. В основании центрального шатра были восемь малых золочёных декоративных главок, позднее утраченных; таким образом, первоначально собор венчали 17 глав (ныне десять). Покровский собор неоднократно перестраивался и приобрёл живописные черты асимметрии. В 1588 г. с юга примкнул придел блаженного Василия Московского с фигурной луковичной главой, а в 1672 г. – придел блаженного Иоанна Московского. В 1680 г. открытые гульбища второго яруса перекрыли сводами, добавили крыльца. В то же время палатная звонница (конец XVI в.) у юго-восточного угла собора была заменена шатровой колокольней. Первоначальная форма глав Покровского собора исследователям неизвестна. По реконструкциям Николая Николаевича Соболева и Бориса Николаевича фон Эдинга собор венчали уплощённые шлемовидные золочёные главы с килевидным остриём (наподобие главы церкви Вознесения в Коломенском, 1532 г., архитектор Петрок Малой). Впервые луковичные фигурные главы «розными образцы и железом немецким обиты» упомянуты в 1584–1585 гг. Впоследствии главы неоднократно горели (1559, 1626, 1668, 1672, 1737 гг.) и заменялись, однако их форма сохранялась. Разноцветная окраска впервые упоминается в 1654 г., но исследователи предполагают, что она была задумана изначально. Последний раз раскраска была поновлена в 1848 г. Храм Покрова Богородицы на Рву с его многоглавием и причудливым островерхим силуэтом отразил обобщённый образ русских храмов и является главным архитектурным символом России. Сочетанием множества куполов и центрального шатра он напоминает храм Гроба Господня в Иерусалиме и символизирует Небесный Град. Несмотря на яркую национальную самобытность, в архитектуре храма Покрова на Рву исследователи видят восточное и европейское влияния. Форма глав могла быть навеяна восточными образцами (Купол скалы в Иерусалиме, мавзолеи Шахи-Зинда в Самарканде), а центрический план в форме квадрифолия и башни имеют сходство с проектом Донато Браманте собора святого Петра в Ватикане.

 



 
PR-CY.ru