КВИНТИН, Квентин

КВИНТИН, Квентин (конец III – начало IV вв.) – мученик (память в Западной церкви 31 октября), пострадал близ города Августа Виромандуев (ныне Сен-Кантен, Франция). Первые сведения о почитании Квинтина относятся к концу VI в. Григорий Турский упоминал о гробнице мученика, находившейся в городе Виромандуи (Вироманд; ныне Верман, в 11 км от Сен-Кантена). Тело Квинтина, которое после его мученической кончины покоилось на дне реки, обнаружила некая монахиня (religiosa), долгое время страдавшая слепотой. Когда останки мученика подняли из воды, монахиня прозрела. Более подробно Григорий Турский описывает другое чудо. У священника украли коня, но вора поймали и отвели к судье. После пытки преступник сознался в краже и был приговорён к повешению. Однако священник устыдился, что по его обвинению будет казнён человек, и попросил о помиловании, но судья был непреклонен. Во время казни священник припал к гробнице Квинтина, со слезами умоляя его спасти осуждённого. На преступнике распались цепи, и он упал с виселицы. Узнав об этом, испуганный судья распорядился отпустить вора. В «Мартирологе» Иеронима Стридонского под 31 октября указана память мученической кончины Квинтина в Августе Виромандуев. Эта запись есть в большинстве рукописей «Мартиролога», но в «Эхтернахскую рукопись» (первая половина VIII в.) она была вставлена позднее. По мнению исследователей, поминовение Квинтина могло быть внесено в «Мартиролог» при составлении так называемой галльской редакции (конец VI в.), однако Луи Мари Оливье Дюшен полагал, что запись является более поздней вставкой. Мученичество Квинтина сохранилось в нескольких редакциях. Ранняя редакция представлена рядом версий с незначительными различиями, а также восходящими к ним метрическими версиями. Текст ранней редакции издан болландистом Жаком-Бенинем Боссю по парижской рукописи IX в. Мученичество открывается сообщением о гонении на христиан, которое началось при императоре Максимиане (подразумевается соправитель императора Диоклетиана Максимиан Геркулий, цезарь с 285 г. и август Запада в 286–305 гг.). Христиане Квинтин (сын сенатора Зенона) и Луциан отправились из Рима в Галлию проповедовать. Достигнув города Амбианы (ныне Амьен), они расстались: Луциан отправился в Белловак (ныне Бове), а Квинтин остался в Амбианах. Проповедники вели аскетический образ жизни, «ежечасно молясь Богу, словно монахи», совершали чудеса, исцеляли больных. Вскоре император Максимиан послал в Галлию префекта Рикциовара, жестокого гонителя христиан. Прибыв в расположенный у впадения реки Аре в Рейн город Базилика (вероятно, имеется в виду Базилея, ныне Базель), Рикциовар повелел утопить многих христиан. В Амбианах он узнал о деятельности Квинтина и приказал арестовать проповедника. Когда Квинтина вели в тюрьму, он громко молился и пел псалмы. На следующий день Рикциовар стал его допрашивать, уговаривая отречься от Христа, но мученик оставался непреклонным и убеждал префекта в ложности языческих верований. Когда Квинтина по указанию префекта стали бить палками, мученик помолился Богу, и явившиеся ангелы стали избивать и жечь огнём палачей. Решив, что Квинтин – колдун, Рикциовар приказал заточить его в самую тёмную камеру без окон, где христиане не могли посещать мученика.

 



 
PR-CY.ru