КАНТ Иммануил - Страница 17

Этим он выражает то, что эстетические суждения определяют нечто, о чём высказывается познавательное суждение, но новым способом, таким, что по отношению к нему высказывается наше состояние. Акт, в котором это совершается, является не результатом рассмотрения, которое составляет отношение субъекта и предиката в познавательном суждении, но результатом особого вида, который И. Кант подводит под «способность суждения». Сила суждений связана и с познавательными суждениями, но эстетическое суждение является её специфической областью. В отличии «оценок» от «суждений» и содержится общий знаменатель науки об эстетической оценке и науки о природной телеологии, которые рассматриваются совместно в «Критике способности суждения». По И. Канту, в природе можно различить два круга законов. Первый – это каузальные законы механистического типа (они вообще являются условием существования опытных предметов, продуктом априорного рассуждения, которое образует основную структуру опытных предметов). Второй круг законов не является прямо условием рефлексии природы, «принимая во внимание происходящий взаимосвязанный опыт». Эти законы (сюда относится дифференциация живой природы на роды и виды, понятие организма как «внутренней цели», в которой отдельные части являются одновременно причиной и следствием, и понятие природы как целого, к которому относятся законы типа «природа не делает скачков» и т.д.) больше подходят к необходимой структуре, констатирующей предметы, и заложены в априорности «телеологической способности суждения». И. Кант таким образом расправляется с новыми разделами науки, возникшими в последней трети XVIII в. и существенно расширившими основу фактов, необходимых для философствования. Вызванное эстетическим объектом обусловлено совокупностью познавательных сил, их «гармоническим настроением», или «игрой». Приятное, которое вследствие этого ощущает воспринимающий субъект, не является, таким образом, простым ощущением, как, например, чувственное наслаждение, но выступает как «оживление» образности вместе с рассуждением, которое «разыгрывает» собственную «свободную активность». То, что при этом И. Кант имеет в виду, исследователи определяют по его собственному анализу аллегорического значения некоторых божественных символов. Так, например, орёл как атрибут Юпитера или павлин как атрибут Юноны «не представляет, так как это бывает в случае логических атрибутов, то, что лежит в основе наших понятий о возвышенном и величественном..., но нечто иное, что даёт толчок образотворчеству, чтобы оно распространилось на множество близких представлений...».

 



 
PR-CY.ru