КАНТ Иммануил - Страница 12

И. Кант был убеждён в том, что знание закона не является проблемой. Закон знает каждый априори, т.е. знание закона не обусловлено образованием или воспитанием, оно не обусловлено даже прямым познанием. Каждый, не осознавая этого, видит суть характера человеческого возвышения над вещами и животными и своё равенство с другими. Подданный, от которого требуется лжесвидетельство, знает, что он не должен так поступать, и знает это сам по себе. И подлец знает, что его поведение не является нравственно справедливым: «Так видимо и резко очерчены границы нравственности и самолюбия, что даже наипростейший глаз не может не познать различие, принадлежит ли нечто к тому или к иному». Невыразимое знание закона является фактом нашего разума. Таким образом, нравственный закон не только происходит из «разума», но он происходит из «чистого разума», т.е. мы знаем о нём априори. При объяснении категорического императива И. Кант использует примеры, в которых интерпретирует гражданско-правовые отношения буржуазного общества как примеры взаимности, которые нельзя нарушить без провинности по отношению к нравственному закону (примеры соблюдения обещания, доверия). Если я хочу изречь ложь, дать фальшивое обещание, разбазарить доверенное имущество, я должен спросить себя, может ли эта максима стать общим «законом», причём «естественным законом». Нашим моральным долгом является не нарушить отношений, основанных на взаимности и выражающих эту взаимность. В формуле нравственного закона как «естественного природного закона» парадоксальным исследователи считают термин «природа». «Природа» здесь обозначает не внешнюю реальность, независимую от человека, но соглашения, читай: отношения, которые определены на основе правила или «закона», действующего одинаково для обеих сторон. По тому, что «природа», по И. Канту, понимается как «бытие вещи, определённое общим законом», он может считать и взаимность обещаний, договоры типа доверия или типа депозита и т.д. примерами самой «природы». Обещания и доверие могут существовать лишь благодаря тому, что существует общий договор, правило, «закон», который предполагает, что вещи в природе в собственном смысле слова могут существовать лишь благодаря природным законам. Доказательством правильности такой интерпретации «природы» в нравственном мире является употребление этого понятия у Ф.В.Й. Шеллинга, который в подобном смысле говорит о «второй природе». В «Системе трансцендентального идеализма» Ф.В.Й. Шеллинг подчёркивает необходимость гражданского правового закона, «второй природы» потому, что этот «естественный закон имеет целью свободу». «Такой естественный закон, о котором мы, собственно, говорим – это правовой закон, а вторая природа, в которой царит этот закон, является правовым установлением...». По И. Канту, моральное значение отношений, основанных на договоре, соблюдение которого обязывает обе стороны, вытекает из того, что категорический императив имеет характер не только ограничения собственного эгоизма, но и самоограничения, чтобы не разрушить человеческое общество, установленное на основе взаимных отношений типа договора, соглашения, обещания, сохранения и т.п. Эта «вторая природа» потерпит ущерб, если я занимаю позицию естественного эгоизма.

 



 
PR-CY.ru