КАНТ Иммануил - Страница 16

К «Критике чистого разума», посвящённой познанию, и к «Критике практического разума» (рассматривается область нравственного поведения) присоединил И. Кант в 1790 г. ещё и «Критику способности суждения», в которой изложил теорию эстетического суждения, а также эстетическое отношение к миру с телеологической точки зрения. Уже само вычленение эстетического отношения к миру как самостоятельной области человеческой активности имеет большое значение, поскольку в предшествующей философии эстетическое восприятие часто отождествлялось с чувствами – любимое и нелюбимое, приятное и неприятное. При решении этой проблемы, согласно которой в эстетических суждениях предмету приписываются в качестве предиката наши собственные ощущения, вызванные этим предметом, И. Кант выдвинул важную идею, что предметы эстетической приятности разыгрывают наши способности представления и суждения и тем самым вызывают в нас ощущения эстетической приятности. Эстетическое приятное, выражаемое в «суждениях вкуса», имеет здесь объективный характер, хотя предмету и не может принадлежать атрибут красоты безотносительно к воспринимающему человеку. Красота понимается как свойство предмета и выражает в действительности сопринадлежность этого предмета и нашего ощущения. Это «отношение его (предмета) существования к моему состоянию, поскольку на него такой объект воздействует». Для эстетического приятного И. Кант выбрал термин «незаинтересованное приятное». Этот термин, разумеется, не означает, что эстетический предмет для нас не интересен – тогда произведение искусства не имело бы для воспринимающего никакого смысла. И. Кант хочет этим термином подчеркнуть, что эстетическое отношение к предмету происходит вне наших практических интересов, что интерес к обладанию предметом, его использованию или к его созданию отсутствует. Поэтому эстетическим предметом является не реальная вещь, но вещественное представление или нереальный предмет (например, герой романа). Для выражения эстетического полезного И. Кант употребил термин «приязнь». Этот термин показывает, что если мы находимся в эстетическом отношении к некоему предмету, то мы находимся в состоянии особого расслабления, которое является продуктивным, однако в ином смысле, чем продуктивность в практической (читай: нравственной) области. Эстетические суждения отличаются также и от познавательных суждений. Поскольку посредством эстетических суждений мы не приписываем предметам нечто, что в них объективно имеется, и что может быть предметом познавательного суждения, И. Кант говорит об эстетических суждениях как об «оценках».

 



 
PR-CY.ru