КАВАСИЛА Нил - Страница 7

Известность и значимость этого трактата Нила Кавасила косвенно подтверждаются тем, что его опровержению антипаламит Иоанн Кипариссиот посвятил пятую книгу своего сочинения «Против Нила Кавасилы» и фрагмент другого труда, а также то, что выдержки из «Правила богословия» приводит антипаламит монах Нифон (наряду с фрагментами соборного томоса 1351 г.). В трактате «Правило богословия» Нил Кавасила «подробно аргументирует мысль о том, что различие между сущностью и энергией в Боге не делает божественные энергии тварными – аналогично тому, как и различие между сущностью и Ипостасями... не делает тварными Ипостаси». Нил Кавасила указывает на многозначность понятия «природа» в богословском языке святых отцов IV–V вв.: под именем «природа» могли подразумеваться и Ипостась, и природные свойства Божьи, и «Сам Бог, то есть Отец и Сын и Дух Святой». В рассматриваемом выражении Григория Нисского Hил Кавасила видит именно такое словоупотребление; это позволяет ему утверждать, что имя «Бог» охватывает всё, относящееся к Богу: сущность, Ипостась и природную несотворённую энергию. Сущность и природные свойства в Боге соотносятся как единство и множество; причина и то, что имеет причину («виновное»); непричастное и причаствуемое; то, от чего божественные Ипостаси, и то, от чего тварь. При этом Нил Кавасила говорит об энергиях как одновременно и неисчислимых, так и определяемых числом, что может указывать и на внутреннее противоречие текста, и на представление о принципиальной неисчислимости божественных действий для человека; то же касается и беспредельности или неопределённости применительно к энергиям. Число, согласно Нилу Кавасиле, различает, но не разделяет, и это касается как сущности и Ипостасей, так и сущности и энергии: они отличны, но при этом они не существуют друг без друга; однако нельзя говорить, что они тождественны: их отношение описывается при помощи категорий «единства и различия». По мнению Дмитрия Сергеевича Бирюкова, «хотя указание Нила на мысленный характер различия между сущностью и энергиями, несомненно, вводит терминологическую неоднозначность в текст трактата..., в своём трактате Нил учит о различии между сущностью и энергиями в Божестве как о действительном и только постигаемом в умозрении, о чём свидетельствует, в частности, неоднократно озвучиваемый им тезис о нетождественности божественной сущности и энергий; тема же мысленного различения появляется у него в полемических целях, и эта тема у Нила не противоречит традиционному паламитскому учению о действительно существующем, а не только мысленном различении в Боге сущности и энергий, каковое и проводится Нилом в его трактате». Краткое сочинение «Против Акиндина», или «О различии сущности и энергии в Боге», сохранилось лишь в одной рукописи без упоминания имени автора и заглавия. Тем не менее, исследователи установили, что оно написано рукой Нила Кавасилы; язык и стиль также убедительно указывают на его авторство. «Ответ философу Григоре», по мнению исследователей, был написан после июля 1361 г. (когда Нил Кавасила был избран митрополитом Фессалоникийским) и до конца 1362 г.; представляет собой ответ на «Исповедание веры» Никифора Григоры. Слово «Против бессмыслиц Григоры» в настоящее время признаётся сочинением Николая Кавасилы. К исихастским текстам, непосредственное участие в составлении которых принял Нил Кавасила, исследователи относят Соборный томос 1351 г. и паламитский флорилегий о сущности и энергии в Боге.



 
PR-CY.ru