КАВАСИЛА Нил - Страница 5

Сочинение сохранилось в значительном количестве рукописей. Оно состоит из трёх частей. Первую часть составляют «Пять слов о Святом Духе», в которых Нил Кавасила систематически излагает православное догматическое учение о Святом Духе и об отношениях Лиц Святой Троицы и доказывает, что оно вполне отчётливо сформулировано уже отцами семи Вселенских соборов, вследствие чего латинское добавление в Символ веры предстаёт чуждым Преданию. Во второй части, сходной по содержанию и по названию с сочинением «Слова латинян...», – «Разрешение аргументов латинян, на основании которых они думают доказать, что Дух Святой исходит и от Сына» – Нил Кавасила последовательно приводит 34 аргумента из Священного Писания и творений святых отцов. Третью часть составляет трактат «О том, что нельзя латинянам, пользуясь силлогизмами, доказать, что Святой Дух исходит от Сына», имеющий особое значение для понимания позиции православных богословов того времени, поскольку в нём идёт речь о том, что диалектический метод в богословии может играть лишь вспомогательную роль, не имея доказательной силы. К сочинению «Об исхождении Святого Духа» примыкают два флорилегия, собранные самим Нилом Кавасилой в процессе работы над основным текстом этого произведения и добавленные к нему праведным Николаем Кавасилой, который осуществил подготовку к изданию труда «Об исхождении Святого Духа» и способствовал сто распространению. Первый флорилегий представляет собой девять фрагментов из творений Августина Блаженного (в греческом переводе), в которых тот признаёт, что может в сочинениях допускать ошибки, и что лишь Священное Писание непогрешимо. Второй («О святом и вселенском Соборе, который восстановил Фотия, святейшего патриарха, на Константинопольском престоле и покончил с соблазнами, [разделявшими] две Церкви, ветхого и нового Рима») представляет собой собрание фрагментов деяний Собора 879–880 гг., текстологическая традиция которых крайне запутанна и до сих пор вызывает много споров. Нил Кавасила стремился показать, что осуждение прибавления «и от Сына» (Filioque) в Символ веры на этом Соборе, в случае признания обеими сторонами его вселенского статуса, может привести к согласию обеих церквей. В сочинении «Об исхождении Святого Духа» Нил Кавасила часто обращается к деяниям Собора 879–880 гг. В труде «О Святом Духе» показано, что отличие западного богословия от православного заключается не просто в прибавлении слов «и от Сына» в Символ веры, а в том, что само это прибавление отражает триадологические воззрения, отличные от тех, носителями которых были св. отцы, и которые нашли отражение в деяниях и постановлениях Вселенских соборов. Нил Кавасила основывает своё понимание богословия на учении о божественном единстве и различии, выраженном в «Ареопагитиках». Согласно Нилу Кавасиле, представление о единстве и различии применительно к Богу достаточно ясно раскрыто в Священном Писании, творениях отцов церкви и соборных постановлениях, а потому соответствующее учение должно сохраняться богословами в целости, так, чтобы единство и различие соблюдались неповреждёнными, без какого бы то ни было умаления или, напротив, прибавления. Аргументация Нила Кавасила, как и других византийских полемистов, в том числе предшествующего периода, строится на том, что божественные Лица отличаются друг от друга по ипостасным свойствам: Отцу свойственна безначальность, Сыну – рождённость, а Святому Духу – исхождение.

 



 
PR-CY.ru