КАВАСИЛА Нил - Страница 6

Если о Сыне говорится как о связанном со Святым Духом отношениями «причинности», то это непременно вводит вторую причину (или «вину») в Святую Троицу и тем самым разрушает монархию Отца. Это ведёт к смешению Лиц Святой Троицы и приводит к тому, что уничтожается не только их «самосовершенство», но и единство Святой Троицы. В большинстве антилатинских полемических текстов Нил Кавасила демонстрирует основательное знание богословия Фомы Аквинского. Исследователи считают вполне вероятным, что он с интересом и уважением относился к только что переведённым Димитрием Кидонисом на греческий язык сочинениям, однако влияние последних на Нила Кавасилу прослеживается в значительно меньшей мере, чем в случае других византийских богословов того же времени, в отношении учения которых И. Димитракопулос употребил термин «томистский паламизм». Использование элементов томистского богословия исследователи больше видят в исихастских трактатах Нила Кавасилы, чем в сочинениях, посвящённых антилатинской полемике. В произведениях, посвящённых проблеме исхождения Святого Духа, Нил Кавасила, как правило, сознательно опровергает тезисы Фомы Аквинского, что вызвало критику сочинений самого Нила Кавасилы со стороны филотомистов и антипаламитов второй половины XIV в. Димитрий Кидонис сообщает в первой «Апологии», что Нил Кавасила был «безумно влюблён» в книги Фомы Аквинского, в частности, и в латинское богословие в целом. По мнению Маркуса Плестеда, Димитрий Кидонис явно преувеличивает первоначальный энтузиазм Нила Кавасилы в отношении томизма (равно как и позднейшее отвержение им томистской доктрины), в то время как на деле Нил Кавасила был осторожным ценителем томистского богословия (что не мешало ему быть одним из наиболее тонких антилатинских полемистов) и умеренным паламитом на протяжении всего периода своей церковной и богословской активности. Нил Кавасила часто цитирует тексты Фомы Аквинского, чтобы подорвать латинскую позицию или продемонстрировать внутренние противоречия латинской доктрины. Видя, какую популярность приобретают переводы сочинений Фомы Аквинского в среде латинофилов, Нил Кавасила попытался (одним из первых в православном богословии) использовать отдельные стороны томистского учения в качестве орудия продвижения православной догматической позиции (при этом не поступаясь ни своей приверженностью учению Григория Паламы, ни строгим отвержением попыток унии с Римом на латинском фундаменте. В полемических сочинениях Нил Кавасила предстаёт как продолжатель трудов Григория Паламы, фактически дополняя и развивая аргументацию, предложенную в «Аподиктических словах о Святом Духе» святителя Григория. Нил Кавасила посвятил проблемам, которые обсуждались в ходе исихастских споров середины XIV в., сравнительно немного текстов, однако из их содержания исследователи сделали вывод, что автор разделяет учение, подтверждённое на Соборах 1341, 1347 и 1351 гг. Наиболее важным и, по-видимому, самым влиятельным из исихастских трактатов Нила Кавасилы исследователи называют «Правило богословия». Раньше высказывалось мнение, что это произведение написано около 1341 г., однако внутренние свидетельства текста указывают на то, что он составлен вскоре после Собора 1351 г.

 



 
PR-CY.ru